В социальных сетях появились фото- и видеоматериалы с изображениями ракетных комплексов, напоминающих ЗРК С-300, которыми, как утверждается, усиливается российская военная группировка в самопровозглашенной республике Абхазия. Это вызвало озабоченность в Тбилиси и вопросы у экспертов: против кого понадобились дополнительные ракеты, в то время как Минобороны Грузии говорит о фактическом упразднении ВВС страны?
«Новые С-300 в оккупированной Абхазии» – публикация под таким названием появилась сегодня на сайте международного волонтерского разведывательного сообщества InformNapalm. В качестве доказательств усиления военного присутствия России на территории самопровозглашенной республики авторы расследования приводят свидетельства очевидцев, а также фото- и видеоматериалы, на которых виден железнодорожный эшелон – порядка трех десятков вагонов, в том числе с открытыми платформами, груженными большими колесными военными машинами и крупногабаритными металлическими конструкциями. Утверждается, что 10 марта он въехал на территорию Абхазии.
В качестве еще одного доказательства переброски техники, в том числе зенитно-ракетных комплексов С-300, волонтеры InformNapalm приводят публикацию в социальной сети «ВКонтакте» на странице военнослужащего 7-й российской военной базы, дислоцированной в городе Гудаута. Фотографии, на которых изображен тот же эшелон с техникой, опубликованы 10 марта под хештегами #Абхазия и #пополнение.
Причиной возможной переброски дополнительных ЗРК С-300 в Абхазию, по мнению главного редактора журнала «Арсенали» Ираклия Аладашвили, в первую очередь является усиление противостояния России с Североатлантическим альянсом в Черном море.
«Главное здесь все-таки то, что Россия хочет лучше контролировать небо над Черным морем, потому что такая же ситуация сейчас происходит в аннексированном Крыму. Туда тоже перебрасываются более современные ЗРК С-400. Россия хочет закрыть пространство над Черным морем. Тем более после заявлений НАТО о том, что они хотят усилить свои позиции на побережье Черного моря и вообще в Черном море. К этому добавилась еще позиция грузинского правительства – чтобы в связи с этой инициативой НАТО помогло бы усилить (грузинскую) береговую охрану».
При этом специалист указывает, что турецкий фактор, который раньше воспринимался как один из главных, больше не играет ключевой роли.
«Раньше я говорил о том, что Россия хотела контролировать турецкое воздушное пространство из оккупированной Абхазии, особенно из Гальского района. Но сейчас, когда идет сближение позиций Москвы и Анкары – по-моему, сейчас у Анкары отношения с Москвой лучше, чем с Брюсселем, – можно сказать, что главная задача Москвы – это Черное море, это направление».
С тем, что переброска дополнительных вооружений в меньшей степени касается Грузии, согласен и военный эксперт Вахтанг Маисая. По его мнению, главной задачей комплексов будет в первую очередь радиолокационная разведка действий НАТО в Черноморской акватории:
«Фиксировать все передвижения кораблей Североатлантического альянса. Кораблей и самолетов. Россия начала перебрасывать (дополнительные) зенитно-ракетные комплексы, у которых есть свои элементы радиоэлектронной борьбы, чтобы как-то противостоять созданию натовских коалиционных сил в Черноморском регионе. Как вы знаете, в Брюсселе должны принять так называемую черноморскую инициативу, согласно которой в Черном море создаются коалиционные военно-морские силы, которые будут находиться на постоянной основе в этой акватории. И это, я бы сказал, такой ответный ход российской стороны, чтобы как-то взять ситуацию под контроль».
Одним из возможных ответных шагов Тбилиси и Брюсселя, по мнению Маисая, может стать размещение на подконтрольной центральным властям территории Грузии альтернативных средств ПВО и радиоэлектронной борьбы. Правда, предположить, насколько удастся официальному Тбилиси убедить коллег из НАТО в необходимости подобного шага, эксперт затрудняется.
В случае подтверждения информации о переброске дополнительных С-300 в Абхазию, система ПВО на территории самопровозглашенной республики будет усилена до трех дивизионов ЗРК (24 пусковые установки), что позволит взять под полный контроль как воздушное пространство Грузии, так и все ее черноморское побережье с прилегающей акваторией.