Парламент Грузии приступил к комитетским слушаниям доклада Народного защитника «О состоянии защиты прав человека и свобод за 2016 год». Документ был направлен в законодательный орган 31 марта. Сегодня в ходе слушания в комитете по правам человека и гражданской интеграции, которое длилось около пяти часов, не обошлось и без словесной перепалки между депутатами от правящей силы и оппозиции. Замечания у «мечтателей» были и к самому Народному защитнику.
Омбудсмен Уча Нануашвили в начале доклада сообщил депутатам, что постарается быть максимально кратким. Задача не из простых: его доклад «О состоянии защиты прав человека и свобод за 2016 год» содержит около 900 страниц. В них подробно говорится о том, что прошедший год с точки зрения фактов нарушения прав граждан на неприкосновенность личной жизни оказался хуже 2015-го. Имеется в виду «слив» скрытых видео- и аудиозаписей в соцсетях и то, что на все эти факты не было должного реагирования со стороны правоохранительных органов – до сих пор никто не наказан. Не понесли должного наказания и зачинщики беспорядков в ходе промежуточных выборов в мае 2016 года в селе Корцхели региона Самегрело. Обратил внимание Народный защитник и на то, что участились факты превышения полномочий со стороны полицейских, на что руководство МВД не реагирует должным образом. При этом Уча Нануашвили решил привести пример не из прошлого года, а из текущего – беспорядки в Батуми, имевшие место 11-12 марта:
«Участники демонстрации на протяжении почти всей ночи уничтожали частную собственность, наносили вред инфраструктуре города, а полиция никак не реагировала на это в течение нескольких часов. Недостатки быстрого и эффективного реагирования со стороны правоохранителей вынуждают делать вывод, что государство не справляется с таким кризисом».
В зале присутствовал замминистра внутренних дел Шалва Хуцишвили. Он должен был рассказать депутатам о том, как его ведомство в течение года следовало рекомендациям Народного защитника. Но вместо этого замминистра предпочел атаковать сам – большая часть замечаний омбудсмена кажется ему необоснованной. Это касается и батумских событий, когда, по его утверждению, силовики не растерялись, а действовали с учетом защиты прав человека:
«В результате сегодня мы имеем, к примеру, не 20 пострадавших или одного погибшего человека, а несколько поврежденных автомобилей и выведенную из строя инфраструктуру – ущерб оценивается в 100 тысяч лари. Полиция, у которой после прошлых акций протеста был плохой опыт применения неадекватной силы, полиция, которая действовала в условиях спонтанной акции и параллельно осуществляла сбор информации и мобилизацию ресурсов, действовала точно так, как должна была действовать. И мы решали этот вопрос в соответствии с европейскими стандартами».
Но этот ответ не удовлетворил оппозицию, в частности, представителей «Европейской Грузии». Депутат Серго Ратиани увязал батумские события с общей проблемой безнаказанности зачинщиков беспорядков. Затем стали звучать обвинения в нападении на политических оппонентов власти:
«Люди, которые на протяжении этих лет нападали на оппозиционеров, были вовлечены в батумские погромы, и в этом случае государство не смогло защитить своих граждан. Власть с помощью криминальных группировок или вовлечения СГБ часто организовывает такие события, в которых люди беззащитны, и есть серьезная опасность, что все это станет неуправляемым».
«У меня создалось впечатление, что батони Серго рассказывал о событиях 2003-12 годов», – бросила реплику в адрес оппозиционера глава комитета Софио Киладзе.
Между ней и Серго Ратиани завязалась словесная перепалка. Точку в споре поставила Софио Киладзе – выключила микрофон у оппонента.
Замечания омбудсмена к сотрудникам правоохранительных органов задели и других «мечтателей». На совет Учи Нануашвили наряду с патрульными оснастить наплечными видеокамерами и участковых инспекторов МВД один из них – Рати Ионатамишвили – возразил: «Мы что, из полиции реалити-шоу будем делать?»
«В прошлые годы в 90% рекомендаций шла речь о том, что полиция не должна быть политизирована и что множество фактов нарушения прав человека имели системный характер. Сегодня грузинская полиция соответствует современным европейским стандартам, мы стоим на правильном пути развития. Она свободна от политических мотивов и стоит на защите наших граждан и всей Грузии».
Другие «мечтатели» выступали в том же духе, вспоминая о том, что в годы правления «Нацдвижения» доклад Народного защитника в парламенте даже не рассматривался, а лишь принимался к сведению. Сгладить острые углы постарался заместитель главы профильного комитета Гедеван Попхадзе. Он поблагодарил аппарат Народного защитника за проделанный труд, попросил их не обращать внимания на «некоторые недостатки внутреннего характера» и заявил, что «Грузинская мечта» в целом заинтересована в том, чтобы институт Народного защитника был сильным и эффективным.
Комитетские слушания доклада Народного защитника продлятся, предположительно, до мая, затем его обсудят на пленарном заседании.