Accessibility links

Частичный приговор по делу о покушении на экс-президента


С 2005 года Александр Анкваб пережил шесть покушений, последнее было совершено 22 февраля 2012 года
С 2005 года Александр Анкваб пережил шесть покушений, последнее было совершено 22 февраля 2012 года

Вчера вечером судебная коллегия Верховного суда Абхазии под председательством судьи Романа Кварчия с участием судей Тимура Шония и Рауля Пачулия огласила резолютивную часть приговора в отношении восьми обвиняемых в посягательстве на жизнь экс-президента Александра Анкваб и убийстве сотрудников охраны Тенгиза Пандария и Ремзика Цугба.

С 2005 года Александр Анкваб пережил шесть покушений, последнее было совершено 22 февраля 2012 года. Судебный процесс начался 5 ноября 2013 года: прошло 163 судебных заседания, было рассмотрено около 45 томов дела. Суд длился до марта 2016 года, после чего в течение года процесс неоднократно срывался по разным причинам. В частности, подсудимый Анзор Бутба, который был отпущен под поручительство, представлял медицинские документы о невозможности явки в суд – ему диагностировали рак.

Однако суд нашел возможность закончить процесс хотя бы частично. 20 марта 2017 года судебная коллегия изменила меру пресечения Бутба на «содержание под стражей», и Анзора Бутба объявили в розыск. А вчера состоялось заседание, которое завершилось окончательным вердиктом для тех подсудимых, которые находятся под стражей.

Частичный приговор по делу о покушении на экс-президента
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:58 0:00
Скачать

В качестве гособвинителей в судебном процессе за все эти годы участвовало четыре представителя Генеральной прокуратуры. Один из них – начальник Судебного управления Генпрокуратуры Даур Амичба. Он рассказал «Эху Кавказа» о вчерашнем заседании:

«По итогам рассмотрения, Рамзи Хашиг и Астамур Хутаба, которые непосредственно принимали участие в обстреле кортежа, были приговорены к максимально возможному наказанию, за исключением пожизненного срока, – к 20 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. В отношении Алхаса Хутаба суд с учетом частично признательных показаний, данных им в ходе судебного следствия (он говорил, что фактически сам совершил это нападение), снизил ему наказание до 19 лет лишения свободы также с отбыванием в исправительной колонии строгого режима. В отношении братьев Читанава – Эдгара и Эдлара, которые обвинялись по эпизодам 2007 года (выстрел с моста, а также эпизод покушения на главу администрации Пицунды, незаконное хранение огнестрельного оружия), суд назначил им наказание в виде 15 лет в отношении Эдлара Читанава и 14 лет в отношении его брата Эдгара Читанава. Рустам Гицба, который незаконно хранил огнестрельное оружие по месту своего жительства, а также обвинялся в изготовлении взрывчатого вещества, которое использовал при покушении на главу администрации города Пицунда Беслана Ардзинба, был осужден к девяти годам лишения свободы с отбыванием наказания также в исправительной колонии строгого режима».

Муртаз Сакания осужден за незаконное хранение и изготовление оружия на четыре года, однако он освобожден в связи с фактически отбытым сроком нахождения под стражей на период следствия. Тамаз Барциц оправдан за недоказанностью его причастности к совершению преступления. Также из состава обвинения был исключен как недоказанный факт участия вышеуказанных лиц в подрыве железной дороги, имевшем место напротив музыкального училища в городе Сухуме в 2010 году. Суд вынес частично оправдательные приговоры.

Даур Амичба рассказал также, что судебной коллегией было вынесено определение в отношении Алмасбея Кчач, согласно которому доказано его участие «в организации банды, которая посягала на жизнь экс-президента и сопровождавших его лиц». Однако уголовное дело прекращено в связи с его смертью.

Вместе с тем суд не принял никаких решений в отношении Анзора Бутба. Даур Амичба объяснил:

«В отношении организатора этого дела Анзора Бутба дело приостановлено в связи с его розыском. В случае его задержания уголовное дело будет продолжено, будет вынесено судебное решение и в отношении него. В Абхазии он не находится. Согласно документам, он проходит лечение в сочинской больнице в связи с наличием у него заболевания. Прокуратурой проверялось местонахождение больницы, были противоречивые ответы из больницы: то он там находится, то не находится. Но это уже предмет проверки Министерства внутренних дел».

В отношении Павла Ардзинба, по словам Даура Амичба, дело в суд не направлялось. Оно было приостановлено в ходе предварительного следствия в связи с тем, что Ардзинба и Рушбей Барциц объявлены в розыск.

Адвокат Иван Зарандия, который защищает в суде интересы Гицба и Бутба, отметил, что отношение к приговору у него двоякое. Он считает, что мера наказания многим фигурантам чрезмерно суровая, так как «по делу доказательства собраны не все»:

«По делу Анзора Бутба, я не понимаю, за что его, какое основание, чтобы его привлекать к этому делу. Он тяжело больной человек, у нас масса документов была собрана о том, что он раковый больной, находится на лечении в клинике. Несмотря на это, судебная коллегия пошла на поводу у Генпрокуратуры, отменила свое постановление и изменила меру пресечения на арест. Как это будет исполняться, я не знаю.

– Вы будете подавать кассацию?

– Я должен получить приговор, прочитать его. Обсудить с Рауфом Гицба».

Но, с другой стороны, адвокат рад, что процесс завершен, так как была проделана огромная работа, только его защитная речь на 25 листах:

«Следственные органы должны были доказать, кто виноват, в чем виноват. Ответить за то, что там физическим насилием у некоторых заключенных, подсудимых в застенках отобрали признательные показания, от которых они потом отказались. На насилии нельзя строить приговор! Я считаю, что это дело очень сырое. Естественно, факт покушения был, но я считаю, что не было разграничено, что каждый фигурант сделал. Это все на воздухе, про Павла Ардзинба говорили, но доказательства нет».

Согласно закону, Верховный суд в течение двадцати дней должен представить полную версию приговора, после чего Генеральная прокуратура и защита примут решение, обжаловать его или оставить в силе.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

XS
SM
MD
LG