Accessibility links

Грузинские судьи хотят стать неприкасаемыми


Грузинские судьи больше не хотят выслушивать оскорбления, обвинения и критику в свой адрес
Грузинские судьи больше не хотят выслушивать оскорбления, обвинения и критику в свой адрес

Высший совет юстиции Грузии выступил с инициативой, согласно которой в законодательстве должны появиться новые пункты, призванные защитить судей от клеветы и оскорблений. В оппозиции и гражданском секторе служителей Фемиды немедленно обвинили в попытке ограничить свободу слова и выражения мнений.

Грузинские судьи больше не хотят выслушивать оскорбления, обвинения и критику в свой адрес. Инициатива Высшего совета юстиции подразумевает ответственность за слова, которые могут быть расценены как оскорбляющие честь и достоинство служителей Фемиды. Как заявила одна из авторов проекта – Ева Гоциридзе, ранее выдвигавшаяся правящей партией на соискание должности судьи Европейского суда от Грузии, у общества неправильное представление о свободе слова. И это надо менять:

«Рамки свободы выражения неправильно воспринимаются очень большой частью общества. Будто бы это означает свободу заниматься клеветой. Чтобы предотвратить это, надо повысить информированность общества. Возможно, понадобятся тренинги для журналистов по этому вопросу. Если будет нужно, мы можем подготовить и законопроект».

Грузинские судьи хотят стать неприкасаемыми
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:47 0:00
Скачать

Поддержал коллегу еще один представитель Высшего совета юстиции Кахабер Сопромадзе, но с оговоркой: свобода слова при этом не должна пострадать:

«С руганью, ставшей модной и выходящей за все рамки, должно быть покончено. Но ни в коем случае не за счет ограничения свободы выражения мнения. Имеются в виду личные оскорбления, оскорбления членов семьи судей. Частично речь идет и о журналистах, которые как минимум не соблюдают этических норм. Возможно, в будущем мы будем думать об установлении каких-либо ограничений. Это основной лейтмотив данного заявления. И никто не говорит о том, что какие-то санкции должны быть приняты прямо сейчас и кому-то надо зашивать рот».

Впрочем, именно так восприняли инициативу в оппозиции. При этом противники власти указывают на то, что автором идеи, нарушающей, по их мнению, свободу слова и выражения мнений, является Ева Гоциридзе, которая по замыслу «Грузинской мечты» должна была защищать права человека в Европейском суде. Говорит представитель «Единого национального движения» Роман Гоциридзе:

«Это настолько глупая инициатива, что могла прийти в голову только нашим судьям. Почему тогда допустима критика депутата? Не удивлюсь, если это правительство примет такой закон. Поэтому хочу заранее выполнить план и сказать, что Мурусидзе, Уртмелидзе, Назгаидзе и те две дамы – не судьи, а личные слуги неформального правителя».

Между тем в правящей партии тоже не все приветствовали инициативу Высшего совета юстиции. По мнению представителя «Грузинской мечты» Левана Гогичаишвили, подобная практика опасна:

«Принятие (законодательных) норм, которыми будут фактически закрывать людям рот: «знаете, вы не имеете права этого говорить», может стать опасным на практике. Если мы живем в стране, которая признает принцип свободы самовыражения, плюрализма, демократии, то мы не можем создать привилегированную группу людей, критика в адрес которой будет караться законом. Так нельзя».

То, что служители Фемиды в стремлении защитить судей от клеветы несколько перегнули палку, считают и в гражданском секторе. По словам представительницы «Центра по изучению и мониторингу прав человека» Софо Вердзеули, у судей и сейчас достаточно возможностей защитить свою честь:

«Сегодня на законодательном уровне существуют гарантии и рычаги, используя которые судья может защитить свою репутацию. Естественно, интерес к тому, чтобы государство обеспечивало защиту судей, легитимен, но я думаю, что ограничением свободы слова и выражения этой цели не достичь. Лучшей гарантией уважения суда со стороны общества будет справедливое правосудие и эффективная борьба с существующими в судебной системе проблемами».

Схожей позиции придерживается и адвокат Давид Асатиани. По его словам, свобода слова – большое достижение для Грузии, и делать шаг назад как минимум неправильно. По мнению специалиста, если подразумевается нарушение профессиональной этики со стороны адвокатов или прокуроров, то соответствующие механизмы дисциплинарной ответственности уже существуют. И необходимости введения каких-либо дополнительных санкций нет.

XS
SM
MD
LG