Президент Грузии Георгий Маргвелашвили в рамках кампании «Конституция для всех» продолжает встречи с общественностью в регионах страны. Активность первого лица государства вызывает растущее раздражение среди большинства «Грузинской мечты». Сегодня спикер парламента Ираклий Кобахидзе прямо обвинил президента в ведении целенаправленной кампании против парламента и конституционной комиссии. В связи с этим спикер пригрозил ускорением конституционной реформы.
Свое отношение к активности президента Ираклий Кобахидзе выразил сегодня сразу после встречи с судейским корпусом, которому спикер презентовал проект будущей грузинской Конституции. Председатель парламента не скрывал своего раздражения:
«К сожалению, президент развернул кампанию против конституционной комиссии, которая продолжается и сейчас. С помощью своей администрации он проводит встречи с оппозицией и так называемыми экспертами, где они соглашаются в том, что надо оказать давление на парламент. Если эти процессы будут продолжены, компромисс для нас потеряет всяческий смысл и мы перейдем на ту систему выборов президента, которую считаем правильной. Переход на новую модель может произойти намного раньше, чем планировалось».
Слова Кобахидзе ставят под сомнение проект Конституции, утвержденный на днях парламентской конституционной комиссией. В нем непрямые президентские выборы планируется проводить только с 2023 года.
Глава государства ответил спикеру из Ахалцихе, где проводил встречи со студентами. Георгий Маргвелашвили напомнил большинству, что проект Конституции не был принят комиссией на основе консенсуса между политическими партиями и он не был подписан президентом и представителями основных оппозиционных сил:
«Большинством были заявлены определенные соображения, будто проект Конституции является предметом какого-то политического компромисса и выборы президента непрямым путем будут проведены в 2023 году вместо 2018 года. Я не собираюсь вести торг насчет главного документа страны. Я считаю, что он должен объединять нас вокруг ценностей, а не подгоняться под конкретные амбиции политиков».
По мнению эксперта Центра конституционных исследований Алика Куправа, конфликт произошел по вине парламентского большинства. Оно само дистанцировалось от президента, не предоставив ему место сопредседателя комиссии:
«Процесс формирования конституционной комиссии изначально принял нездоровый оттенок. Президент предложил свое участие в работе комиссии в качестве сопредседателя, что, согласитесь, повысило бы ее легитимность. К сожалению, президент получил категорический отказ, ему было предложено работать лишь в качестве рядового члена, что оказалось неприемлемым для первого лица государства. По всей видимости, в большинстве сочли, что они обойдутся без него, так как обладают необходимым количеством голосов для утверждения своего варианта Конституции. К сожалению, приходится констатировать, что аналогично прошлым властям «Грузинская мечта» не избежала соблазна подогнать Конституцию для укрепления своей власти».
В свою очередь, политолог Вахтанг Дзабирадзе считает, что сегодняшнее противостояние спикера парламента Ираклия Кобахидзе и президента Георгия Маргвелашвили – это качественно новый этап отношений власти и общества.
«Когда правящая сила сначала заверяет общественность, что следующие выборы президента будут проведены напрямую, а потом говорит, что, если президент будет плохо себя вести, мы поменяем решение, этим она противопоставляет себя общественности, но отнюдь не президенту. Напомню, что идея непрямых выборов президента находит поддержку только в большинстве, а весь политический спектр, общественность и эксперты противостоят этому. Разговор на языке шантажа ничего не даст большинству и, напротив, добавит политические очки Маргвелашвили», – резюмировал Вахтанг Дзабирадзе.
Угрозы парламентского большинства никак не повлияли на ход президентской кампании «Конституция для всех». С завтрашнего дня она будет продолжена в Тбилиси.