Сегодня в Сухуме представители Общественной палаты встретились с министром экономики Республики Абхазия Адгуром Ардзинба. Общественники и министр проявили взаимное понимание проблем экономики, не во всем, впрочем, согласившись по части их решения.
Общественная палата сделала главный акцент на государственной поддержке малого и среднего бизнеса. Министр экономики Адгур Ардзинба сообщил, что сегодня в Абхазии пока еще не сформирована нормативно-правовая база поддержки малого и среднего бизнеса, нет институтов поддержки бизнеса и не установлены на законодательном уровне правила игры. Нормативно-правовая база создана, но пока не рассмотрена и не принята.
Предприниматель Леонид Осия спросил, почему закон о малом предпринимательстве не принимается уже более десяти лет. На что Адгур Ардзинба ответил, что Министерство экономики разработало и передало проект закона в администрацию президента в апреле 2016 года, и он находится там по настоящее время.
Председатель Ассоциации предпринимателей Абхазии Роман Качарава спросил:
«У нас существует большая проблема с границей. Мы сталкиваемся с тем, что те документы, которые оформляют наши брокеры, российской стороной не воспринимаются вообще. Что делается для решения этой проблемы? Она становится очень актуальной, так как предприятий появляется все больше и больше, и мы понимаем, что надо максимально активно поддерживать это направление. Как решать вопрос с границей?»
Адгур Ардзинба признал, что вопрос пересечения границы является самым актуальным для бизнесменов всех направлений. Министерство экономики провело серию фокус-групп с предпринимателями, по мнению почти всех участников, эта проблема – наиболее острая, сдерживающая развитие. В свою очередь, он посетовал на то, что для системного решения этой проблемы необходима полная картина, но в министерстве нет ни одного обращения на эту тему от бизнесменов. Адгур Ардзинба сказал:
«С одной стороны, Российская Федерация нам помогает и оказывает безвозмездную финансовую помощь ежегодно на сумму более пяти млрд рублей. С другой стороны, у нас нет возможности свободно вывозить свои товары за пределы нашей страны на российский рынок, все другие рынки для нас практически закрыты. Чтобы этот вопрос решить, необходимо систематизировать всю информацию, которая есть. Вот мы общались с экспортерами, и я их попросил: «Перешагните эту черту, которая вам не позволяет официально обращаться. Вы все – предприниматели. У нас – Министерство экономики, и у нас нет иной задачи, кроме как поддерживать вас. Вы пишите, пожалуйста, письма в адрес Министерства экономики, описывая конкретно ваши проблемы. С одной стороны, мы будем накапливать эту информацию. С другой стороны, мы сами тоже проводим мероприятия, вы знаете, что буквально на прошлой неделе премьер-министр проводил выездное совещание на границе, и там тоже обсуждали эти вопросы».
Много вопросов поставил член Общественной палаты Данил Убирия:
«Абхазия – уникальная страна, которая обладает большим запасом качественной питьевой воды, соседи таким запасом не обладают. Вместе с тем в магазинах больше импортной питьевой воды. Нельзя ли увеличить выпуск нашей питьевой воды для внешнего и внутреннего рынка? Это первый вопрос. Второй – это кадровая система. У нас есть кадры с высшим образованием и опытом, нам кажется, что нет учета кадрового резерва. Как они будут возвращаться? Где они будут работать? Какими местами будут обеспечены? И третий вопрос: в стране, которая обладает такими ценными породами древесины, как наша, продавать кругляк – преступно. Надо его перерабатывать и продавать. Это и специалисты, и рабочие места...»
Отвечая на поставленные вопросы, министр сообщил, что по программе кредитования бизнеса в 2017 году запущены 11 проектов, стоимость которых почти полтора миллиарда рублей. При реализации этих проектов в республике будет создано дополнительно более 300 рабочих мест. Это проекты в сфере сельского хозяйства, туризма, перерабатывающей промышленности, такие как тепличный комплекс и производство по переработке фруктов и овощей в Очамчирском районе, производство макаронных и кондитерских изделий в Сухуме и другие. Что касается производства питьевой воды, то местные производители не выдерживают конкуренцию с такими поставщиками, как «Кубай» и другие. Весь товар из России завозится в Абхазию без уплаты таможенных пошлин, ввести их, чтобы защитить местного производителя, Абхазия не может. Министр признал, что системы учета кадров нет, и это – большой пробел государственной политики.
«Большой проблемой является организация бизнеса в селах. Там практически нет рабочих мест, у крестьян нет имущества, которое можно было бы оформить в виде залога под кредит, нет денег для ведения бизнеса. Как им помочь и упростить получение кредитов?» – интересовались члены Общественной палаты.
Адгур Ардзинба констатировал факт: колхозы и совхозы развалились, а новую модель сформировать не удалось. Необходимо сделать упор на развитие мелких предприятий в сельской местности. Он привел в пример семью из села Дурипш, которая несколько лет тому назад начала производить компоты. Сегодня их знают и хорошо раскупают в Абхазии. Что касается кредитов для сельских жителей, то пока эта проблема не решена. Банковская система Абхазии ориентирована на извлечение прибыли, и коммерческие банки не будут вкладывать средства в сельскохозяйственное производство, так как у него очень большие риски. Нужна программа государственной поддержки сельских жителей, нужно создавать специализированный сельскохозяйственный банк.
«Министерством экономики совместно с Советом предпринимателей был разработан ряд очень важных законопроектов, которые могли бы существенно изменить ситуацию в экономике. Но движение этих проектов остановилось на уровне кабинета министров и администрации президента. Что мешает их быстрому прохождению?» – спросила Надежда Венедиктова.
На это Адгур Ардзинба ответил, что Абхазия сильно отстает от других стран по скорости принятия и внедрения решений, отсутствует механизм быстрого реагирования и необходима реформа системы государственного управления. И коллектив Минэкономики трудится над ее разработкой.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия