О проблеме наркомании в Абхазии не говорит только ленивый. В последнее время абхазский сегмент сети «Фейсбук» буквально заполнен «нарконовостями». Всезнающие анонимы тоже подсели на тему ввоза наркотиков. «Беспокоясь за страну», они в одном случае называли имена известных бизнесменов, которые якобы провозят наркотики во чревах лошадей. В другом – речь зашла о сотрудниках торгового центра, которые чуть ли не всем коллективом занимаются распространением наркотиков.
Информация запущена, и никто не задается вопросом о ее достоверности и даже не задумывается о ее неправдоподобности. Как метко подметил очевидное обстоятельство один из пользователей сети «Фейсбук» (я цитирую): «лошадь не человек, и она не будет спрашивать, когда ей можно покакать».
В любом другом обществе я бы предположила, что это происки конкурентов по бизнесу. Но в Абхазии такой способ конкурентной борьбы непродуктивен. Скорее всего, дезинформация, сливаемая через соцсети, говорит о том, что начата очередная кампания по дискредитации власти.
При этом рассчитывать на то, что поднятая волна хоть как-то повлияет на проблему наркомании, не приходится. Как показывает практика, большинство общественных и политических организацией начинали с темы наркотиков, используя ее в целях саморекламы. Но на разговорах о вреде наркотиков все и заканчивается.
Вот и Общественная палата Абхазии в очередной раз поставила «галочку» в своей деятельности, обсудив в расширенном формате эту тему и снова создав рабочую группу. Такое обсуждение проводится в палате чуть ли не ежегодно, но ее членов не смущает, что в 2010 году ими был подготовлен проект предложений для парламента и правительства. В 2011 и 2012 годах они вернулись к этой теме и еще раз огласили свои предложения – в частности, лишать водительских прав «за употребление наркотиков на срок до излечения от этой зависимости».
Вроде бы сказали все, предложив не только принятие законов и подзаконных актов, но и конкретных процедур – например, обязательного тестирования на наркозависимость начиная от школьников и заканчивая госслужащими. Члены палаты заявили о необходимости запретить на законодательном уровне прием на госслужбу наркозависимых лиц.
Все эти предложения остались, разумеется, лишь на бумаге, но Общественную палату это не очень волнует. Несмотря на требование закона о ежегодных отчетах, ни о какой подотчетности этой организации говорить не приходится. Ее члены предпочитают спонтанное обсуждение различных тем без анализа последствий этих разглагольствований.
В этом году Общественная палата еще раз закрепила пройденный материал под тем же лозунгом: наркотики – угроза национальной безопасности. В этом «последнем китайском предупреждении» нет ни одной новой мысли. Не считать же таковой идею «создать рабочую группу» по выработке рекомендаций. Похоже, что толочь воду в ступе стало одной из главных задач структуры под названием «Общественная палата».
Между тем у нее есть масса прописанных в законе возможностей для того, чтобы оказывать давление как на исполнительную, так и на законодательную ветви власти. Члены палаты могут принимать участие в работе парламентских комитетов, заседаниях правительства – для того, чтобы лоббировать общественный интерес. Организация может осуществлять контроль деятельности кабинета министров Республики Абхазия, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также соблюдения свободы слова в средствах массовой информации, поддерживать гражданские инициативы, имеющие общегосударственное значение, проводить экспертизу проектов законов, защищать права граждан.
Только в этом случае можно было бы оправдать существование такой структуры за счет налогоплательщиков. В сегодняшнем же виде Общественная палата все больше напоминает мне социальные сети, которые столь же маниакально «толкут воду в ступе», только на общественных началах.
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции