15 мая в Южной Осетии отмечается День осетинского языка. Газета «Южная Осетия» публикует интервью с заведующим кафедрой осетинского и общего языкознания ЮОГУ, кандидатом филологических наук Юрием Дзиццойты. С 2012-2016 гг. в Южной Осетии была реализована пятилетняя государственная программа по сохранению, изучению и развитию осетинского языка. Уже приступили к реализации программы и на 2017-2021 годы. Как рассказал Дзиццойты, новая программа является продолжением старой. Он также подчеркнул, что в Северной Осетии сейчас тоже создают свою государственную программу и за основу взяли югоосетинскую. «В этом смысле мы оказались в авангарде этого движения», – сказал он. Хотя в Южной Осетии два официальных языка, в практическом плане пока только один язык является государственным, а второй, осетинский, в этом смысле ущемлен в своих правах. «Может быть, по объективным причинам, поскольку наши юристы, экономисты и другие специалисты получают образование на русском языке. И им не всегда удобно и привычно излагать свои мысли на осетинском. В идеале осетинский язык как государственный должен быть государственным не только на бумаге, но и в жизни. Во всей республике есть только два государственных органа, которые ввели штат переводчиков и применяют принцип двух оригиналов на двух государственных языках. Это парламент и МИД», – рассказал Дзиццойты, и напомнил, что, если язык не приобретает новые формы, не наполняется новым содержанием, он умирает. Например, латынь – красивый язык, но он мертвый.
Блогер Алана Парастаев продолжает следить за темой объявления Юрия Лужкова в Грузии персоной нон-грата в соответствии с законом «Об оккупированных территориях». В связи с этим блогер напоминает, что статья в законе, предусматривающая санкции за посещение Южной Осетии и Абхазии, применялась намного ранее, чем был принят сам закон «об оккупированных территориях», и, вообще, введено понятие «оккупированные территории» с 2003 года, пишет Парастаев. Тогда, когда еще шел миротворческий процесс под эгидой ОБСЕ и ООН, стояли миротворцы, шли активные переговоры. То есть его принятие не было связано ни с признанием РЮО РФ, ни с войной 2008 года, ни с так называемой оккупацией. Саакашвили сразу, как пришел к власти, просто решил преследовать и сажать в тюрьмы и объявить вне закона всех граждан Южной Осетии и Абхазии, а не только граждан других стран, посещавших их. «То есть это очень важный показатель настроений в руководстве Грузии того времени, который свидетельствует, что ни о каком мирном пути разрешения конфликта там и не шло речи. Получается, что, нарушая один из основных принципов международного права – свободу передвижения, не говоря о том, что, объявляя жителей РЮО вне закона, Грузия получает возможность оправдываться и «списать» это на «реакцию» на признание Южной Осетии и Абхазии со стороны России. Мы в очередной раз, по непонятным причинам, лишаем себя возможности обвинять», – пишет блогер.
ИА «Осинформ» публикует любопытный список – сведения о численности представителей различных фамилий в Республике Южная Осетия. Сведения предоставлены ИА АЛАНИЯинформ начальником паспортно-визовой службы РЮО Муратом Тибиловым на основе выданных паспортов Республики Южная Осетия, правда, только в 2006 году. На первом месте с большим отрывом находится фамилия Джиоевых – 2664 представителя. Второе место с цифрой 1873 занимает фамилия Тедеевых, третье место за Цховребовыми. Замыкают пятерку фамилии Кокоевых и Плиевых. Всего в списке 69 фамилий.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия