На этой неделе президент Анатолий Бибилов провел целый ряд назначений в правительство, можно сказать, что кабинет министров почти сформирован.
Приведу некоторые назначения.
Главой МИД Южной Осетии стал Дмитрий Медоев – первый посол Южной Осетии в России. Министром экономического развития назначен Геннадий Кокоев, он уже занимал этот пост в 2001-2003 годах. Сохранили за собой посты министры из прежнего кабинета – глава Минфина Аза Хабалова и министр образования и науки Натали Гассиева.
Алан Тадтаев назначен главой МЧС, где до этого он был первым заместителем главы ведомства.
Жанна Зассеева назначена на должность министра культуры Южной Осетии.
Она не деятель культуры, но управленец с внушительным стажем – начинала карьеру еще в советское время.
В общем, все люди известные, в то или иное время уже занимавшие аналогичные посты, может, кто-то ступенькой ниже. Говорят, среди назначенных нет случайных людей (или почти нет), про кого можно было бы сказать: «а этот откуда взялся?» Люди по профилю, люди с репутаций, что из этого выйдет, поживем – увидим.
На этой неделе указом Владимира Путина Марат Кулахметов назначен чрезвычайным и полномочным послом Российской Федерации в Южной Осетии. Соответствующий указ опубликован 23 мая на официальном интернет-портале правовой информации.
Такое впечатление, что назначение Марата Кулахметова связано именно с тем, что он хорошо знает республику. В 2004-2008 годах он командовал Смешанными силами по поддержанию мира в зоне грузино-осетинского конфликта. С 2011 года Кулахметов занимал должность советника министра иностранных дел РФ, работал на югоосетинском направлении – он входил в состав российской делегации на женевских дискуссиях. Несмотря на то, что Кулахметов, прослужил в республике четыре года, о нем как о человеке в Цхинвале почти ничего не знают. Он слывет в республике человеком замкнутым. Поэтому и отзывы о нем – по его решениям, которые он принимал как командир миротворцев.
«В августе 2008 года во время нападения грузинской армии на российских миротворцев и Южную Осетию Марат Кулахметов действовал грамотно в рамках своей компетенции, организовал оборону в миротворческих силах. Большая его заслуга в том, что мирные жители смогли укрыться от грузинской артиллерии. Когда Цхинвал стали обстреливать из «Градов», тяжелой артиллерии, миротворческие силы взяли на себя гуманитарную миссию и жильцы домов, расположенных вблизи базы миротворцев, укрывались там, у миротворцев. И в другие периоды генерал-майор Кулахметов проявлял военную и политическую грамотность», – говорит о нем председатель парламентской Народной партии Александр Плиев, который в свое время был начальником медицинской службы североосетинского батальона миротворческих сил.
В понедельник состоялась пресс-конференция председателя КГБ Южной Осетии Виктора Шаргаева, в ходе которой он заявил, что по поручению КГБ в Минсельхозе Южной Осетии проводится проверка. По его словам, Контрольно-счетная палата уже выявила около шести эпизодов, по которым можно доказать вину главы ведомства Виталия Плиева. Напомним, что на главу Минсельхоза Виталия Плиева и бывшего главу подведомственного предприятия Александра Джиоева заведено уголовное дело по статье «мошенничество». Оба фигуранта были задержаны, однако позже освобождены под подписку о невыезде.
Виктор Шаргаев также сообщил, что КГБ завел уголовное дело и на и.о. министра здравоохранения Южной Осетии Григория Кулиджанова.
Понятное дело, что факты нарушений в министерствах стали известны чекистам задолго до выборов президента. Кроме того, как мне объясняли знающие люди из Москвы, любое уголовное дело такого рода возбуждается по отмашке из центра, после согласования с профильными кураторами. В этом случае – с профильными кураторами господина Шаргаева. Как мне сказали, это объясняет и такое дистанцирование Анатолия Бибилова от этих коррупционных разоблачений, – это не его бизнес, он там всего не знает.
Не понятно, зачем Виктор Шаргаев решил лично комментировать уголовные расследования. По-человечески можно понять желание заявить о своих успехах, но лучше бы доверить победные реляции своей пресс-службе, потому что от руководителя ведомства ждут не просто информирования по конкретному вопросу, но более серьезного разговора, широкого системного взгляда на процесс.
Теперь, когда общественность накоротке с шефом КГБ, ей захочется узнать, кто конкретно был в курсе совершаемых злоупотреблений и при этом прикрывал фигурантов, с кем они делились, кто и как не давал их трогать? Это важно, потому что с точки зрения закона покровители являются соучастниками преступления. Без этого «прицепа» подследственные министры выглядят как несчастные стрелочники, на которых решили повесить всех собак, а все это выглядит не как акт возмездия, не как тожество закона, а как темная история. Так что простите, но возникает резонный вопрос: а где остальные разоблаченные? Где система? Даже если посадить не можете – то хоть пальцем покажите. А если по каким-то причинам такой разговор с обществом невозможен, тогда лучше, чтобы о победах рапортовала пресс-служба.
В центре скандала на этой неделе оказалось и государственное унитарное предприятие «Югосетнефтепродукт», которое является централизованным поставщиком ГСМ в Южную Осетию. Как сообщил журналистам глава КГБ Виктор Шаргаев, предприятие закупало у «Роснефти» качественный бензин, затем меняли его в Северной Осетии на разбавленное топливо низкого качества, который и привозили в республику. Руководитель ГУПа Владимир Тигиев был задержан, КГБ возбудил в его отношении уголовное дело по статье «мошенничество».
Еще одна показательная история про ГУПы – черные дыры, в которых за послевоенное время бесследно исчезли сотни миллионов рублей. Логически их существование можно объяснить только как часть коррупционных схем.
«Югосетнефтепродукт» получил таможенные квоты, т.е. возможность беспошлинного ввоза ГСМ, получает ведущие позиции на рынке и все-таки работает хуже, чем частники – и льгот у них нет, и бензин им обходится дороже, но на качестве топлива они не экономят, потому что их кормит репутация, а не государство.
В четверг стало известно, что парламент Южной Осетии объявляет амнистию по случаю избрания нового президента республики. Сегодня парламентский комитет по законности, законодательству и местному самоуправлению обсудил проект о порядке применения амнистии по случаю избрания нового президента Южной Осетии. Что ж, можно поздравить тех сидельцев, кому светит досрочное освобождение. Отдельно хочется поздравить тех, кто сидит ни за что, кто стал жертвой произвола или неграмотности следствия и суда.
«Из тех, кто там сейчас сидит, уголовников, которые совершили реальные преступления, не более пяти человек. Остальных можно было бы осудить условно или просто отпустить. Я не сомневаюсь в том, что более 30 человек там сидят потому, что у них не было денег, чтобы заплатить кому надо, или потому, что за них некому было заступиться», – говорит югоосетинский правозащитник Фатима Маргиева.
Кроме тех, кто отбывает наказание, в этот раз амнистия может коснуться и тех, кто находится под следствием. Депутат от Народной партии, член комитета по законности, законодательству и местному самоуправлению Амиран Дьяконов предложил на заседании комитета принять постановление об амнистии лиц, кто находится под следствием. В основном речь идет об участниках несанкционированных властями массовых акций, которые проходили в Цхинвале в период президентских выборов в марте этого года. Говорит Амиран Дьяконов:
«Эти люди, по данным наших правоохранительных органов, участвовали в незаконных массовых мероприятиях. На сегодняшний день десятки наших людей третируются правоохранительными органами, они преследуются и по трудовому кодексу, и по административным правонарушениям. Это сторонники экс-президента Эдуарда Кокойты и Народной партии. Народная партия ставит вопрос, чтобы отдельным пунктом внести постановление об амнистии граждан, подвергшихся преследованию со стороны власти. Меня самого тоже обвиняют в административном правонарушении. Мы себя виновными ни в чем не считаем. В итоге, коллеги предложили нам разработать отдельно этот пункт постановления. Амнистия в данном случае касается лиц, которые находятся под следствием».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия