Accessibility links

Беглецы из Баку в Грузии. Жизнь после Афгана Мухтарлы


Адвокат азербайджанского оппозиционера отмечает, что за время пребывания их подзащитного в Грузии он неоднократно подвергался давлению
Адвокат азербайджанского оппозиционера отмечает, что за время пребывания их подзащитного в Грузии он неоднократно подвергался давлению

Проживающий в Тбилиси азербайджанский оппозиционер Дашгин Агаларлы опасается за свою судьбу. На сегодняшней пресс-конференции он не исключил, что может разделить судьбу своего друга журналиста Афгана Мухтарлы. Последний, исчезнув в конце мая из Тбилиси, теперь находится в Баку в предварительном заключении.

«Средь бела дня с улицы похитить человека (Мухтарлы)... До этого мы практически каждый день были вместе», – делится своим недоумением Дашгин Агаларлы с грузинскими журналистами.

Он и защищающие его интересы юристы Центра по правам человека сегодня организовали пресс-конференцию для привлечения внимания общественности.

Беглецы из Баку в Грузии. Жизнь после Афгана Мухтарлы
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:50 0:00
Скачать

Дашгин с 2014 года в Тбилиси. Тогда Агаларлы, спасаясь от гонений азербайджанских властей как разыскиваемый по линии Интерпола, был задержан на границе Грузии. Будучи в экстрадиционном заключении, азербайджанский оппозиционер подал в Министерство по вопросам беженцев Грузии прошение о присвоении ему статуса беженца. Министерство заключило, что действительно, в случае экстрадиции, на родине Агаларлы может оказаться в опасности. Но тем не менее грузинские власти отказали ему в статусе беженца. Местные службы госбезопасности заключили: это будет небезопасно для государственных интересов. С помощью юристов Центра по правам человека Дашгин дважды обжаловал решение Министерства по вопросам беженцев в суде. В первой инстанции он победил, а в апелляционном суде уже нет. Это случилось 21 марта, для дальнейших процедур у Дашгина Агаларлы забрали паспорт, временного удостоверения личности у него не было. А слежка людей в штатском лишь усилилось:

«А в последнее время было ужасно. В интересах страны, получается, даже могут похитить журналиста. Я не знаю, кто я. Если кто-то меня остановит и спросит: «Кто ты?», я не могу ответить, так как у меня нет никаких документов для предъявления».

Адвокат Агаларлы, юрист Центра по правам человека Тамар Авалиани отмечает, что за время пребывания ее подзащитного в Грузии он неоднократно подвергался давлению:

«Неустановленные люди, представляющиеся как сотрудники МВД или СГБ, осуществляют на него давление, добиваются с ним встреч «для неформального собеседования». Мы неоднократно обращались к следственным органам для установления личности этих людей, но до сих пор эти случаи не расследованы».

По словам Тамары Авалиани, они добиваются от МВД также своевременной выдачи Дашгину Агаларлы временного удостоверения личности, пока соответствующая миграционная служба МВД не решит его вопрос. Правозащитница рассказывает, что, помимо Агаларлы, они защищают интересы еще нескольких граждан Азербайджана, которые после случая с журналистом Мухтарлы еще больше опасаются за свою жизнь, но предпочитают пока об этом публично не говорить.

Глава департамента по вопросам репатриации и беженцев Ираклий Кокая уверяет, что Дашгину Агаларлы не грозит экстрадиция. Ссылаясь на секретность дела, он отказывается назвать те причины, по которым СГБ решила не присваивать Агарарлы статус беженца. Но даже при существующем положении все фундаментальные права Агарарлы защищены, говорит Ираклий Кокая:

«Гарантировано могу вам сказать: этому человеку не грозит депортация на родину. У него есть право оставить Грузию самовольно и уехать в любую страну. Более того, этот человек не будет «нелегалом» в нашей стране, поскольку миграционный департамент МВД рассматривает вопрос его пребывания в стране и присвоит ему специальный статус».

Когда именно, Ираклий Кокая точно не знает, но заверяет, что это будет скоро.

Но на фоне дела Афгана Мухтарлы слова грузинского чиновника не вселяют оптимизма. Сегодня районная прокуратура отказала Мухтарлы и его жене в просьбе признать их пострадавшими. Соответственно, адвокатам Мухтарлы вновь откажут в ознакомлении со следственными материалами. Не спешит и Главная прокуратура Грузии забрать дело у МВД. На этом настаивает сторона Мухтарлы. Они не исключают, что предполагаемое похищение журналиста не обошлось без помощи местных спецслужб или же полицейских.

Опасаясь за свою судьбу и за судьбу своего друга, азербайджанский оппозиционер Дашгин Агаларлы задается вопросами:

«Что они думают, что хотят предпринять или какие соглашения есть между Азербайджаном и Грузией, какие легальные, какие нелегальные, как они торгуются за наш счет?»

Эти вопросы волнуют и грузинских оппозиционеров, журналистов и правозащитников, но ответа на них нет – пока.

XS
SM
MD
LG