В Грузии очередной новый скандал – арест рэперов, который вызвал большой шум в обществе. Обвинение в их адрес вполне традиционное для последних 25 лет – хранение наркотиков... Меняются правительства, меняются министры, меняются даже формы государственного устройства. Неизменными остаются лишь пакетик героина или сигарета с гашишем, найденные в нужное время в нужном месте.
Сейчас самое время повозмущаться происходящим, написать, что полиция всем подбрасывает наркотики, сажает невиновную молодежь, а рэперов поймали в отместку за снятый ими антиполицейский клип. Хотелось бы так все и написать, однако... Что-то мешает, и это что-то – ощущение того, что все, возможно, не так, как выглядит со стороны.
Конечно, ни в коем случае не имею в виду, что конкретные рэперы виновны в том, в чем их обвиняют. При этом не считаю их выходку безобидным высказыванием собственного мнения – где-нибудь в Германии, c устоявшимися традициями законопослушания, клип, в котором ползающему на карачках полицейскому бросают кость, мог бы выглядеть таковым.
Но не в Грузии, которую криминальные понятия один раз уже довели до уровня всеобщей деградации. Никогда ничего не слышали про веревку, о которой нельзя говорить в семье повешенного? Это как раз тот случай. Что, конечно, никак не предполагает их ареста за это возмутительное скотство. Проблема совсем в другом, и она куда более широкая, чем случай с двумя конкретными балбесами.
Проблема Грузии в том, что общественное мнение всегда готово защитить кого угодно, вне зависимости от того, виновен человек или нет. Это старая, еще советская традиция: в случае противостояния государства и рядового человека, всегда прав рядовой человек.
Большинство грузин искреннее уверены, что, если у кого-то нашли в кармане наркотики – значит, ему их подбросили. То, что вплоть до конца 2000-х годов в молодежной среде наркоманов было больше, чем ненаркоманов, – во внимание не принимается. Подбросили – и все тут.
Большинство грузин уверены в том, что при Саакашвили в тюрьмах сидело «слишком много людей». Аж 26 000. Разве можно такое количество людей посадить? Вот в Норвегии и Дании – тоже небольшие страны – в тюрьмах сидит в разы меньше людей.
Грузию, в которой в течение 40 лет молодежь вместо «здравствуй», здоровалась друг с другом словами «жизнь ворам», сравнивали с Норвегией, где самое тяжкое преступление – это украсть велосипед. Ну разве что Андрес Брейвик сидит один за всю Норвегию...
И, вообще, что значит «много сидит?». Что, кто-то установил критерии посадки? Статистические нормы соотношения населения к численности зеков? А вы в курсе, что в Сальвадоре народу сидит в разы больше, чем в Грузии, но этого все равно мало? Угадаете с одного раза, к кому грузинцы ментально ближе, – к Норвегии или Сальвадору? Неужто к Норвегии?
Я живу в доме, где на первом этаже – отделение полиции. Из года в год при всех властях и системах повторяется одна и та же картина: полицейские тащат орущего – то ли пьяного, то ли обдолбанного парня, а через полчаса его мать в истерике визжит на всю округу: «Выпустите моего ни в чем неповинного мальчика»...
Такого количества совершенно невинных овечек, арестованных людоедами-полицейскими, как в Грузии, наверное, нет ни в одной стране. За все время моих наблюдений за общественными процессами я не видел ни одного человека, который был бы арестован по делу.
В 2004 году, когда «националы» начали очищать авгиевы конюшни, все полицейские участки стали объектами повышенного внимания со стороны родственников и друзей арестованных. Естественно, арестованных ни за что... Разве может быть иначе…
В то время каждый день в Грузии угоняли машины, врывались с автоматами в банки и торговые объекты. А еще в 2001-2004 годах было очень модно подстеречь кого-то у подъезда, ударить по голове арматурой, а потом проверить, есть ли что-то интересное в карманах. Были случаи, когда люди становились пожизненными инвалидами только из-за 20-30 лари в кошельке.
Но при этом все вокруг – невиновные. А кто же тогда все это делал? Кто грабил, убивал, ходил с демонстративно обдолбанной физиономией почти что напоказ? Наверное, инопланетяне...
Этот менталитет максимального благоприятствования криминалу в конечном итоге стал одним из факторов, подточивших власть ЕНД, – нынешняя власть, а в те времена оппозиция, очень мастерски использовала его. «26 000 изнасилованных джигитов» приблизили падение «националов» в большей степени, чем, скажем, скандалы по поводу элитной коррупции.
«Мечтатели» думали, что эта чаша их минует, но, увы, подождав пару лет, народец взялся за старое.
Все ровно так, как при «националах». Ни одного ареста без шума и скандала, без толп орущих родственников и «правозащитников»... Даже если арестуют с кровью на руках, все равно: «Он не виноват». Ну а кровь на руках, ну а кадры видеокамер слежения? «Ну да, убил случайно троих человек, но мало ли, с кем не бывает...»
Недавно был еще скандал – арестовали нескольких друзей семьи президента. Я не в суде, и не обязан чтить презумпцию невиновности, поэтому лично от своего имени могу сказать: ни на секунду не верю в «невиновность» этой группы хамоватых мажоров из престижных «центральных» тбилисских семей.
Еще одна история, происходящая в настоящее время, и единственное, что ей мешает стать скандалом, – так это то, что она имеет место в США. Там арестовали нескольких грузинских спортсменов, и опять 25: «Они ни в чем не виноваты, их арестовали специально, им подбросили». Ну, конечно, наверное, это Мерабишвили подкупил ФБР, чтобы опорочить Грузию...
Со стороны все выглядит несколько комично, но, уверяю вас, ничего смешного в этом нет. Представьте себя на месте полицейского, а уж тем более в маленьких городах, где все друг друга знают, а количество ангелов с крыльями превышает общую численность населения. Вот подите да и арестуйте там кого-нибудь.
Конечно, случается всякое. Бывает, что и подбрасывают. И что бьют в КПЗ. Мало ли. Никто ни от чего не застрахован. Проблема лишь в том, что, когда вокруг каждая собака, которая должна безвылазно сидеть лет 10, строит из себя невинную овечку, под сомнение попадают все – включая тех немногих, кто и вправду невиновен.
Из-за остаточных советских традиций мы не можем полностью доверять полиции, но из-за дремучего совка в головах последнее, чему можно доверять, – это общественное мнение...
Остается сидеть и ждать, пока эволюция сделает свое дело и придет время, когда полицейские не будут ничего подбрасывать, а общество пересмотрит свою готовность считать невиновным любого, кто научился квалифицированно изображать невиновность...
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции