Accessibility links

АТО, да не то


Президент Украины Петр Порошенко отправился в Вашингтон для встречи с американским лидером Дональдом Трампом. На переговорах речь будет идти и о решении проблемы Донбасса. В Киеве на этом фоне продолжают обсуждать инициативу об изменении формата военной операции на востоке Украины. Будет ли вместо антитеррористической операции (АТО), которая действует уже более трех лет, введено военное положение в прифронтовых районах Донецкой и Луганской областей? И есть ли у Киева новая стратегия по разрешению конфликта в Донбассе?

На минувшей неделе секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБОУ) Александр Турчинов заявил, что пришло время завершить антитеррористическую операцию на востоке страны и перейти к новому формату защиты Украины от гибридной войны с Российской Федерацией. Известно, что в президентской администрации разрабатывается законопроект, который предусматривает изменение формата военной операции в Донбассе и его мирную реинтеграцию в состав Украины. Однако, как отмечает руководитель Центра политических исследований "Пента" Владимир Фесенко, речь не идет об изменении украинскими властями своей стратегии на неподконтрольных территориях:

– Речь не идет о каком-то новом плане, новом сценарии реинтеграции Донбасса. Упомянутый законопроект должен зафиксировать статус неконтролируемых территорий, заменить АТО новым правовым режимом, который бы предполагал легализацию, использование вооруженных сил Украины, которые станут основным субъектом и основным компонентом противодействия российской агрессии на территории Донбасса. В рамках этого нового правового режима будет видоизменена структура управления прифронтовыми территориями и будут использоваться элементы военного положения, а главе государства будут даны полномочия для более оперативного и, возможно, более масштабного использования ВСУ для отражения российской агрессии, если в этом будет потребность.

– Спустя несколько дней после заявления Александра Турчинова Петр Порошенко выступил против отмены антитеррористической операции в Донбассе. "Если мы отменим АТО и в то же время не предоставим военным права действовать адекватно в условиях агрессии – оставим Украину беззащитной", – сказал Порошенко журналистам в Донецкой области. Можно ли утверждать, что у власти нет единой позиции по законопроекту относительно Донбасса, который должен быть вынесен на рассмотрение Верховной Рады?

Воинственной риторики было много, а смысл был затуманен

– АТО будет прекращено тогда, когда в парламенте будет проголосован новый правовой режим военных действий на территории Донбасса. И никакого противоречия здесь нет. Просто Турчинов не очень внятно выразился, как всегда, в таком воинственном стиле, и в результате смысл его слов был искажен. Воинственной риторики было много, а смысл был затуманен, поэтому Порошено пришлось некоторые вещи пояснить более точно и корректно. Речь идет не о прекращении и не о завершении АТО, а о трансформации АТО, замене ее другим правовым режимом. Условно говоря, следует предоставить право основного субъекта противодействия российской агрессии украинской армии. Руководить военной операцией должны военные, а не Служба безопасности Украины. Второе. Надо предоставить право и президенту, и военным вести военные действия без объявления войны. В обществе давно звучит критика – что у нас не война, а АТО, и нужно называть вещи своими именами. Давайте назовем. Но за это должна проголосовать Верховная Рада, и это предполагает ведение военных действий, но так, чтобы это не означало объявление войны, это слишком рискованно и безответственно. Украина не должна выступать в роли инициатора войны. И второе – это не должно противоречить Минским соглашениям, – считает политолог Владимир Фесенко.

Вместо антитеррористической операции в прифронтовых районах Донецкой и Луганской областей Верховная Рада может поддержать ведение военного положения, в том числе в Мариуполе, Краматорске, Славянске Авдеевке и Марьинке. Однако военное положение, говорит содиректор программ внешней политики и международной безопасности киевского Центра имени Александра Разумкова Алексей Мельник, не будет означать, что Украина склоняется к военному сценарию решения проблемы Донбасса:

"Логично ввести военное положение именно там, где сейчас действует режим АТО. В законе необходимо четко прописать формат этого военного положения. Я согласен с Турчиновым, что подход может быть и не классическим – с полной мобилизацией и прочим, поскольку это не соответствует требованиям данного конфликта. Все это должно быть четко зафиксировано на законодательном уровне. Не думаю, что там следует кардинально ужесточать права и свободы граждан. Исходя из особенностей этого конфликта, по моему мнению, можно было бы оставить право на массовые мероприятия, местные выборы. И будет правильно, если меры будут более мягкие, чем предусмотрены классическим военным положением".

Глава СНБОУ Александр Турчинов
Глава СНБОУ Александр Турчинов

Вокруг положений еще не принятого ВР закона, предусматривающего в том числе и изменение формата военной операции в Донбассе, продолжаются дискуссии. Звучат и крайне радикальные заявления, например о необходимости реализовать "хорватский сценарий" по освобождению ОРДЛО (отдельных районов Донецкой и Луганской областей) от сепаратистов за 84 часа. По мнению военного эксперта Олега Жданова, отказ от АТО может привести только к двум вариантам решения проблемы Донбасса:

"Первый. Мы принимаем условия, трактовку Минских соглашений Россией, и изменяем Конституцию Украины, где прописываем особый статус для Донбасса, объявляем амнистию сепаратистам и принимаем фактически два федеративных субъекта в состав Украины. Но это не примет украинское общество. Второй вариант. Мы называем АТО войной, объявляем о вооруженном конфликте с РФ, вводим военное положение, создаем что-то вроде ставки верховного главнокомандующего, то есть единый орган управления, в который входят военно-гражданские администрации, силовики, спецслужбы".

Олег Жданов уверен, что обсуждаемый в Украине вопрос изменения формата проведения АТО в Донбассе напрямую связан с визитом президента Петра Порошенко в Вашингтон:

"Вполне возможно, что есть дорожная карта по выходу из данного кризиса. И решение проблемы Донбасса, вероятно, связано с геополитикой – отношениями Москвы и Вашингтона. В данном случае Вашингтон будет использовать Украину как инструмент для давления на Россию. Для того чтобы надавить на РФ, необходима причина. И эта причина – вооруженный конфликт. Поэтому полагаю, что риторика, которую начал секретарь СНБОУ Александр Турчинов и которую поддержал министр внутренних дел Арсен Аваков, – это все звенья одной цепи. Тем более что объявление войны войной дает прямые и конкурентные ответы на многие возникающие вопросы и указывает нам дорогу для выхода из этой ситуации. Войну можно выиграть и дипломатическим путем, но для того чтобы ее выиграть, война должна быть юридическим фактом", – убежден Олег Жданов.

Украинские солдаты на базе, оборудованной на месте разрушенной шахты Бутовка под Донецком
Украинские солдаты на базе, оборудованной на месте разрушенной шахты Бутовка под Донецком

Военный обозреватель Алексей Арестович объясняет необходимость смены формата операции в Донбассе подготовкой к президентским выборам, которые должны пройти в Украине в мае 2019-го:

– Думаю, что идет политическая подготовка к избирательной кампании, которая де-факто стартовала. Совершенно очевидно, что президент Петр Порошенко идет на второй срок. И судя по заявлениям, в частности, о хорватском варианте, я совершенно не исключаю в 2018 году проведения молниеносной военной операции по освобождению Донбасса. Подготовка такой операции должна начаться минимум за год. И у меня есть полное ощущение, что такая подготовка уже началась".

– Вы не исключаете, что о будущей операции по освобождению отдельных районов Донецкой и Луганской областей может идти речь на переговорах в Вашингтоне президентов США и Украины Дональда Трампа и Петра Порошенко?

– Мы вынуждены сейчас со стороны оценивать, о чем они там договариваются, и по верхушке айсберга судить о том, что на самом деле там происходит. На месте Порошенко я бы получил согласие от Трампа на военную операцию и ее дипломатическое прикрытие. Это во-первых. А во-вторых, я бы предложил сначала план мирной реинтеграции [Донбасса] и пытался бы его некоторое время применять, и только после отказа, когда весь мир при помощи нашей информационной кампании поймет, что это Россия и сепаратисты не принимают такой план, тогда уже пойти на военную операцию. При этом объяснив, что мы честно пытались идти по мирному пути, но это не получилось. По некоторым признакам похоже, что сейчас выбрана именно такая стратегия. Она преследует цель взять штурмом Донецк и Луганск, и в итоге Петр Порошенко войдет в историю как президент-освободитель и гарантированно сможет во второй раз стать президентом Украины.

– Вы считаете, что в этом случае Россия будет просто наблюдать за тем, как украинская армия освобождает Донбасс?

Если Россия дернется, то ее "убьют" санкциями окончательно

– Я думаю, что если Россия дернется, то ее "убьют" санкциями окончательно. Только что санкции в отношении РФ на год продлил Европейский союз. И кроме того, есть интрига, которая сейчас развивается, и с химическим оружием, и со всем остальным касательно помощи режиму сирийского президента Башара Асада. Голосование в Конгрессе и Сенате США за пакет антироссийских санкций, которые куда более жесткие, чем прежние, и этот пакет, очевидно, не последний. Я думаю, что любые попытки ввести российские войска через государственную границу Украины на территорию Донбасса, вступить в боевые действия, приведут к таким санкциям, которые уже явно начнут добивать российскую экономику, ощутимо даже для простого российского избирателя. Все это будет происходить на фоне президентских выборов в РФ, что гарантированно приведет к серьезному внутриполитическому российскому кризису. Поэтому, исходя из всего вышесказанного, складывается крайне благоприятная для Украины ситуация.

– Минувшей весной Конгресс США одобрил предоставление Украине летального вооружения оборонительного характера. За более чем три года военного конфликта в Донбассе Киев не раз поднимал этот вопрос в Вашингтоне. Сможет ли сейчас украинская армия получить американское летальное оружие?

– Может и получить. Например, может быть такой эффект: если Россия пытается военным путем воспрепятствовать нам освобождению Донбасса, то открывается воздушный мост и мы начинаем получать оружие ударными темпами. При этом поступает оружие такого класса, которое полностью меняет правила игры на поле боя. Они убедились, что украинская армия за полтора года не потеряла и метра своей территории, а только забирает. Вооруженные силы Украины сейчас совершенно другие, чем те, что были еще два года назад. Наша армия вполне может освободить Донбасс военным путем, выбив оттуда даже российские войска, которые там присутствуют прямо сейчас. У нас превосходство по силам и средствам раза в два. А кроме того, морально-волевая составляющая – на нашей стороне. Для нас главная проблема, чтобы не Россия, а Запад нас за руки не хватал. Но судя по санкциям, которые уже продлили, и по тому, что готовятся новые санкции США, западная коллективная политика однозначна и Путина активно наказывают за нарушение существующих в мире правил общежития, которые он допустил в 2014 году и продолжает допускать по сей день, – отмечает военный обозреватель Алексей Арестович.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков в понедельник отметил, что Москва "не располагает детальной информацией о планах Киева по реинтеграции территорий самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик в состав Украины". Песков лишь отметил, что при этом "должны быть учтены положения минских соглашений об урегулировании конфликта": "Нужно понять все-таки, о чем идет речь, какие детали. Есть элементы реинтеграции Донбасса, которые зафиксированы в минских договоренностях. Нужно понять, насколько это все учтено в документе, который разрабатывается. Пока мы не располагаем детальной информацией", – цитирует Пескова агентство "Интерфакс".

Радио Свобода

XS
SM
MD
LG