Правительство Грузии планирует приватизировать ветряную станцию, построенную вблизи Гори государственным Фондом развития энергетики. На последнем заседании кабмина премьер-министр Георгий Квирикашвили призвал граждан приобретать акции предприятия на фондовой бирже. Эксперты к перспективам приватизации путем акционирования отнеслись по-разному.
Ветряная станция «Картли» проектной мощностью 20,7 МВт была сдана в эксплуатацию осенью 2016 года. Ее возведение обошлось государству в 34 миллиона долларов. Проект профинансировал ЕБРР, выделивший кредит в размере 25 миллионов долларов. Основным предназначением ветряной станции было снижение энергодефицита, особенно в зимние месяцы, когда Грузия вынуждена платить за дорогой импорт.
Как и было запланировано, после полугода эксплуатации станции власти решили приватизировать объект. В данном случае правительство постановило разместить акции компании на Грузинской фондовой бирже. Об этом решении на последнем заседании правительства заявил глава кабмина Георгий Квирикашвили. По его мнению, размещение акций предоставит беспрецедентную возможность местным инвесторам и гражданам приобрести долю в проекте:
«Мы думаем, что подобная форма приватизации в значительной мере простимулирует работу местной фондовой биржи и повысит включенность граждан в проекты государственной важности. Это создает очень хороший прецедент, и мы сделаем еще не один шаг в этом направлении. На фоне значительного удешевления солнечной и ветряной энергии мы делаем акцент и на этих направлениях».
Еще на первой стадии реализации проект попал под огонь критики со стороны некоторых экспертов. В их числе Роман Гоциридзе, бывший глава Нацбанка, а ныне председатель парламентской фракции «Нацдвижения». По его мнению, государство не должно было ввязываться в нерентабельный проект, так как стоимость вырабатываемой на нем электроэнергии намного превосходит рыночную:
«Реализацией масштабных проектов должны заниматься инвесторы, которые берут на себя всевозможные риски. В данном случае государство своими силами реализовало проект, но внесло в меморандум пункт, согласно которому обязалось гарантированно закупать всю вырабатываемую станцией энергию по 7 центов США за киловатт, что значительно превосходит рыночную цену и фактически равняется стоимости импортированной. Разумеется, подобные условия делают очень выгодной станцию для потенциального инвестора и в то же время нерентабельной для налогоплательщиков, которые будут вынуждены оплачивать дорогой продукт ради интересов покупателя. Размещение акций на бирже является ширмой, так как наверняка большую часть акций купит приближенный к властям человек. Я не исключаю, что весь проект был задуман в интересах одной конкретной личности».
Мнение эксперта по энергетике Андриа Гвидиани сильно отличается от позиции Гоциридзе. По словам Гвидиани, можно только приветствовать тот факт, что государство предоставляет гражданам возможность вложиться в прибыльный проект. Что касается дороговизны электроэнергии, то, по мнению эксперта, многие развитые государства занимаются субсидированием зеленой энергетики на начальной стадии:
«Разумеется, на эти средства можно было построить и ГЭС, которая вырабатывает более дешевую энергию и имеет больший срок эксплуатации. Однако в данном конкретном случае власти приняли политическое решение и положили начало развитию альтернативной энергетики в Грузии. Разумеется, все сопутствующие риски по осуществлению пилотного проекта государство взяло на себя, однако оно привлекло инверторов, которые проявили интерес к строительству ветряных станций общей мощностью 150 МВт. Необходимо отметить, что стоимость вырабатываемой станцией энергии не является такой уж запредельной. В некоторых меморандумах, заключенных с инвесторами, цена киловатта превышала 10 центов. Поэтому считаю неправильным разговор насчет неоправданности проекта».
В целом, по словам специалистов, альтернативная энергетика имеет хорошие перспективы в Грузии. У иностранных инвесторов есть соответствующий интерес. К примеру, месяц назад компания из США Headwall Power выразила готовность инвестировать 120 миллионов долларов в строительство солнечной электростанции в Гардабани, неподалеку от Тбилиси.