Более двух часов совещались сегодня в президентском дворце Грузии эксперты по вопросам безопасности с членами Совбеза. Они искали способы повлиять на правящую силу «Грузинская мечта». Последняя в ускоренном режиме принимает конституционные поправки, не учитывая мнение оппонентов и профильных экспертов. Дело касается не только избирательной системы и отмены прямых выборов президента, но и совещательного органа при президенте – Совета безопасности. В случае утверждения, эти изменения нанесут непоправимый вред безопасности Грузии, считают участники сегодняшней встречи.
«Такие встречи всегда имеют смысл», – заявил перед началом встречи с экспертами глава Совбеза при президенте Грузии Давид Раквиашвили.
Большинство из аналитиков – представители профильных НПО. Накануне коалиция из 23 НПО «За евроатлантическую Грузию» обнародовала совместное обращение к власти с призывом остановить ускоренное принятие конституционных поправок, поскольку в них не отражено большинство рекомендаций специалистов и оппозиции. Их опасения полностью разделяет глава Совбеза при президенте Давид Раквиашвили, ведь угроза со стороны РФ никуда не исчезла:
«Перед Грузией продолжают оставаться большие вызовы. Соответственно, мы не перестаем консультироваться с экспертами, какими должны быть те шаги, которые усилят национальную безопасность и систему в целом».
«Грузинская мечта» планирует аннулировать Совбез при президенте, считая, что вполне достаточно существующей, почти аналогичной структуры при аппарате премьер-министра. Поправкой также предусмотрено создание временного Совета обороны, который возглавит Главнокомандующий страны при чрезвычайной ситуации. Им остается президент, но военные силы будут действовать только по приказу премьер-министра. И это не единственное противоречие в проекте конституционной поправки, говорит исполнительный директор НПО «Атлантический совет» Георгий Мучаидзе:
«Там (в проекте) есть положение, по которому премьер-министр может задействовать военные силы самостоятельно, даже без согласия парламента. Ни о предварительном согласии законодательного органа, ни (об оценке предпринятых премьером действий) после применении силы нет и речи».
Тревогу оппонентов «Грузинской мечты» вызывает не только упразднение Совета безопасности при президенте, но и вносимый ею термин «другие вооруженные силы», поскольку в документе не уточняется, о каких «других» вооруженных силах идет речь. Бывший министр обороны Тина Хидашели, которая также присутствовала на встрече, недоумевает:
«Упразднение Совета безопасности очень тяжелое решение для страны, которая живет в оккупационном режиме и находится под постоянной угрозой войны. И, несмотря на обещание спикера парламента, в данный момент термин «другие вооруженные силы» остается в ходу. Получается, что плохая власть может воспользоваться услугами непонятных людей в любой момент для любых плохих целей».
На критику экс-министра обороны ответил глава парламентского комитета по вопросам обороны и безопасности Ираклий Сесиашвили:
«Нет такой опасности, о которой говорит госпожа Тина. Не могу считать серьезной и ее аналогию с созданием «Мхедриони» в свое время (неформальное вооруженное формирование в Грузии в 90-е годы прошлого века). Такие теоретические риски не соответствуют реальности».
Ираклий Сесиашвили так и не уточнил, будет ли изъят из проекта поправок термин «другие вооруженные силы», волнующий гражданский сектор.
Тем временем в законодательном органе с утра идут процедуры, необходимые для принятия конституционных поправок во втором чтении: сначала были комитетские слушания, потом заседание бюро, а в эти минуты идет внеочередная сессия.
Участники сегодняшней встречи в президентском дворце, как и представители оппозиции, парламентская часть которой бойкотирует ускоренный процесс принятия конституционных поправок, планируют усилить работу с западными партнерами. По их мнению, давление международного сообщества – единственное, что может остановить «Грузинскую мечту».