Accessibility links

«Вежливые человечки» наводят порядок в Абхазии


Изида Чаниа
Изида Чаниа

«Браво, СГБ! Очень приятно наблюдать за работой молодых грамотных ребят! У нас есть люди, которые могут навести порядок! Честь вам и хвала!» Этот оптимистичный пост депутата парламента, усыпанный восклицательными знаками, вызвал жаркую полемику о «вежливых человечках», появившихся некоторое время назад в Абхазии в местах скопления людей – на постах ГАИ, центральном рынке, сухумской набережной, в центрах городов и районов. Народ с любопытством присматривается к новшеству, торговки на рынке шепчутся, что под масками скрываются «кадыровцы», с которыми руководство Абхазии заключило какой-то тайный договор. При этом все выражали одобрение действиям по наведению порядка, «пусть даже и чеченцами». И отмечали, что после их появления на рынке стало спокойней, исчезли карманники.

Настроения доверчивого люда, который, устав от криминальной хроники, согласен даже на интервенцию, меня не порадовали, и я обратилась к силовикам. Они заверили, что на самом деле никаких «кадыровцев» в страну не ввозили и военные в масках – это спецподразделения СГБ и службы охраны. «Утверждения, что мы ввели в Абхазию спецподразделения из другой страны, – это маразм, – говорит председатель Совбеза Мухамед Килба. – Таких возможностей у Абхазии нет, и охраной общественного порядка занимаются только наши спецподразделения».

«Вежливые человечки» наводят порядок в Абхазии
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:17 0:00
Скачать

(Пожалуй, это тот случай, когда радуешься экономической несостоятельности своей страны, которая не может нанять спецназ другого государства.)

То, что люди в масках – «наши люди», подтверждает и министр МВД Аслан Кобахия. По его словам, «простым людям не стоит их бояться – пусть боятся преступники».

Но я все же не поверила и пошла напрямую к тем, кто в масках и с автоматами. Предельная корректность, ни одного лишнего слова. На мои расспросы вооруженные до зубов мужчины реагировали спокойным молчанием, но через пять минут один из них не выдержал и произнес фразу, которая расставила все по своим местам: «Изида, уйди. Нельзя нам снимать маски...» Теперь и я с уверенностью могу сказать, что это «наши люди», потому что ни один «кадыровец» не знает моего имени.

Силовики объясняют, что появление «масок» необходимо для защиты сотрудников милиции, которые выполняют свою работу. «Мы же все родственники, братья, друзья. На сотрудников милиции, которые выполняют свою работу, оказывается психологическое, а порой и физическое воздействие. Они постоянно находятся в группе риска. Присутствие вооруженных людей в масках останавливает хамов и дебоширов», – уверен Килба.

А министр ВД Кобахия приводит статистику, согласно которой количество выявленных правонарушений увеличилось в два раза с тех пор, как за спиной гаишников появились «маски».

Однако не все так безоблачно. В социальных сетях мнения разделились: кто-то считает, что положительный эффект от «вежливых человечков» очевиден, другие называют их появление нарушением прав человека и сетуют, что таким «маскарадом» мы только пугаем туристов и детей. И я бы поддержала, наверное, защитников прав человека, если бы не одно «но»: почему-то в данной полемике все они выступали анонимно, в отличие от сторонников «эффективных мер». А я не люблю «закрытого забрала» – как в реальной, так и в виртуальной жизни.

Трудно не согласиться, что в мирной жизни вооруженные люди вообще, и тем более в масках, вызывают ощущение неблагополучия, не важно, где это – в России, Египте, Греции, Франции или Абхазии. Это крайняя, вынужденная мера для государства, которое в силу многих обстоятельств стало заложником родовых отношений и политических разборок.

А то, что люди поддерживают даже такие чрезвычайные меры, говорит лишь о том, что общество устало и готово на все, лишь бы в стране воцарился порядок. Было бы здорово, если бы мы смогли переломить сложившуюся ситуацию собственными силами, без посторонней помощи, и «вежливые человечки» вернулись бы в казармы.

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

  • 16x9 Image

    Изида Чаниа

    В 1978 году окончила сухумскую среднюю школу №2, в 1983 году – биохимический факультет Абхазского госуниверситета. 

    Работала в газетах «Абхазский государственный университет», «Советская Абхазия», «Аидгылара», на Абхазском ТВ, в газетах «Экспресс-хроника», «КоммерсантЪ», внештатным корреспондентом в российских информационных агентствах «Постфактум», «Интерфакс». С 1998 года по 2016 год – редактор газеты «Нужная газета», с 2016 года – редактор газеты «Мырзаканаа».

    Член Союза журналистов Абхазии, председатель Ассоциации журналистов и работников СМИ Абхазии.

XS
SM
MD
LG