Переплыть пролив Босфор – это, конечно, не то, что Ла-Манш. И вода потеплее, и расстояние не 34 километра, а лишь 1-2, если по прямой. Но зато большой массовости при преодолении вплавь пролива между Англией и Францией не достичь, а вот пролив между двумя частями Стамбула, начиная с 1989 года, ежегодно в ходе массового заплыва преодолевают сотни людей из множества стран.
И эта акция, организуемая Национальным олимпийским комитетом Турции, давно превратилась в настоящий спортивный праздник. Да, и кстати: любой пловец, сделавший это, может похвастаться, что вплавь добрался из Азии в Европу. Ну, а чтобы этот заплыв не казался «детской забавой», организаторы провели дистанцию заплыва наискосок и удлинили ее до 6,5 километров. А еще пловцам в Босфоре надо по пути справиться с несколькими мешающими им течениями.
Но вот 36-летнему Борису Барцицу, гендиректору оператора сотовой связи «А-мобайл», который первый из абхазов, зарегистрировавшись в списке участников по загранпаспорту гражданина Республики Абхазия, получив квоту и номер, совершил позавчера, 23 июля, этот межконтинентальный заплыв, пришлось для достижения своей цели преодолеть еще одну, дополнительную преграду. Вы, вероятно, уже догадались, какую... Ну, конечно же, попытки грузинской дипломатии заблокировать его участие в заплыве!
В минувшее воскресенье, в День государственного флага Республики Абхазия, на сухумской набережной проходила приуроченная к этому празднику благотворительная акция «Бежим со смыслом». Один из участников забега, давая телеинтервью, сообщил, что одновременно в турецком Стамбуле руководитель клуба «Sport Apsny» Борис Барциц совершает заплыв через Босфор, выразил надежду, что там сейчас погода лучше, чем в Сухуме, и пожелал посланцу Абхазии успеха.
Бывает, что всего одна услышанная фраза воскрешает в памяти множество картинок...
По знаменитому проливу Босфор мне довелось дважды кататься на прогулочных судах – оба раза во время участия в международных семинарах в Стамбуле, где, видно, такие поездки – неотъемлемая часть культурно-развлекательной программы. Все было очень ярко и красочно, радостно для глаз. Но вот вплавь бы я, разумеется, не рискнул пересечь этот пролив даже напрямик и даже в молодые годы...
Вспомнилось и то, как я впервые увидел Бориса Барцица. Был тогда он еще старшеклассником, и, увидев его, углубившегося дома в школьные учебники, я подумал: вот ведь какие у нас есть усидчивые ребята... Пролетели годы, в течение которых он, как теперь знаю, успел окончить с золотой медалью сухумскую 10-ю среднюю школу и с «красным дипломом» – институт атомной энергетики в Обнинске. А потом он, вскоре после того, как я побывал гостем на его свадьбе в Сухуме, возглавил очень солидную и мощную организацию в Абхазии – «А-мобайл». А когда узнал о его увлечениях спортом, окончательно понял, что в образ «ботаника» Борис никак не вписывается. Не так давно, катаясь на горнолыжных трассах в Красной Поляне, правда, повредил ногу. Но быстро восстановился – судя по тому, что решил принять участие в нелегком заплыве через Босфор. Очень многое для того, чтобы добиться его участия, сделал бывший полномочный представитель Абхазии в Турции Инар Гицба, недавно оставивший этот пост. Подготовка шла целый год.
Благодаря современным средствам коммуникации, в распоряжении СМИ Абхазии оказалось видео из личного архива Бориса Барцица, в котором он в воскресенье в Стамбуле рассказывает о предстоящем заплыве:
«Значит, сейчас две тысячи четыреста пловцов должны посадить в большой корабль и отвезти их к месту старта. Это выше по проливу – где-то 6,5 километра. Всех отвезут туда, и где-то будет дан старт. Старт у них не массовый. Каждый прыгнет в воду, и его время начнет идти. Мы надеваем специальные вот такие чипы на ноге, которые позволят потом точно определить, сколько времени потратит пловец на дистанции.
– Боря, Боря, Боря, Боря...»
А последние слова – это уже то, как скандировали его имя болельщики Бориса, когда он финишировал. Результат его – 76 минут. Когда я сравнил это со временем, которое показывали участники заплывов предыдущих лет, воспоминания которых можно встретить в Рунете, понял, что время очень неплохое.
Сегодня я позвонил матери Бориса, Марине Михайловне Шанава, которая возглавляет реском профсоюза работников здравоохранения Абхазии, и поздравил ее с достижением сына. Она сказала, что Борис находится в Стамбуле с женой и двумя сыновьями. Вернутся в Абхазию завтра. А вчера они отмечали в Стамбуле успех с местной группой поддержки – представителями абхазской диаспоры.
На будущий год, возможно, в босфорском заплыве примет участие и больше пловцов из Абхазии. Мне невольно вспомнился знаменитый абхазский пловец Мамат Бадиа, который подростком стал махаджиром и поселился в Батуми, спас более четырех тысяч людей, работая спасателем. Ему принадлежит рекорд по плаванию – 32 морские мили от Батуми до Поти. Умер в возрасте 110 лет в 1953 году. Он стал прототипом главного героя грузинского фильма начала 80-х годов «Пловец», правда, там этот герой – грузин.
Нынче же грузинские дипломаты направили в МИД Турции два письма с протестами против участия в заплыве Бориса Барцица, но турецкий НОК выстоял. Говорят, слишком поздно протестующие дипломаты спохватились...
И снова в голову приходят воспоминания. 24 года назад, на совершенно другом временном отрезке грузино-абхазского противостояния, в ходе июльского наступления абхазской армии та, понеся большие потери, сумела овладеть плацдармом севернее Сухума, что в дальнейшем и предопределило исход войны... Воистину, история, как изрек Гегель, повторяется дважды – сперва в виде трагедии, а затем в виде фарса. Дипломатические сражения за то, поплывет ли сухумский спортсмен-любитель через Босфор или не поплывет – разве это не фарс? Но я не против: если это противостояние пока невозможно прекратить, пусть оно продолжается в таком виде.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия