Accessibility links

Отдадут ли Южную Осетию под окормление РПЦ?


Для чиновников решение передать республику под окормление РПЦ, прежде всего, политическое: это такая демонстрация лояльности по отношению к метрополии
Для чиновников решение передать республику под окормление РПЦ, прежде всего, политическое: это такая демонстрация лояльности по отношению к метрополии

Президент Южной Осетии Анатолий Бибилов сегодня встретился с патриархом Московским и всея Руси Кириллом. По сообщению пресс-службы югоосетинского президента, они намерены обсудить вопросы взаимодействия с Московским патриархатом, строительство храма Русской православной церкви в Цхинвале и возможность обучения южных осетин в духовных семинариях и академиях России.

Сама тема переговоров патриарха Кирилла и президента Бибилова говорит о намерении югоосетинского руководства передать республику под окормление РПЦ и о том, что переговоры по этому поводу с Московской патриархией уже ведутся. Если раньше то же строительство храма РПЦ в центре Цхинвала мотивировалось необходимостью окормления российского воинства, членов их семей и прочих прикомандированных из России прихожан, то теперь движение руководства в направлении Московской патриархии стало более откровенным, определенным. Речь уже идет о подготовке югоосетинских священников в российских духовных семинариях, которые, надо полагать, должны будут вернуться в республику и получать там приходы.

Отдадут ли Южную Осетию под окормление РПЦ?
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:26 0:00
Скачать

Уполномоченный по делам религии при президенте РЮО Соня Хубаева говорит, что ей пока неизвестно, о чем говорили президент и патриарх. Но, подчеркивает Соня Хубаева, надо понимать, что движение Южной Осетии в сторону Московской патриархии уже давно не новость и возникло оно не вдруг:

«Скажу прямо: мы с первого дня провозглашения республики были направлены в сторону Московской патриархии, и мы никогда это не отрицали. Даже когда нас взяли под свой омофор киприаниты, то мы это озвучивали. И они нам говорили так: «Мы понимаем, что ваши политические устремления направлены в сторону России, и если вы найдете способ решения своих вопросов, то мы без всяких сопротивлений поддержим вас, и вы найдете свое место». Но с момента признания нашей республики греческая церковь стала как бы цепляться за нашу епархию. В последнее время у нас налаживаются отношения с Московской патриархией. Я не думаю, что вопросы будут там решаться мгновенно, но, конечно, нужно налаживать отношения».

Глава Аланской епархии Церкви истинно-православных христиан Греции отец Иаков (Хетагуров) говорит, что молодые священники, которые выйдут из российских духовных семинарий, не будут служить в Аланской епархии:

«Это все в компетенции владикавказского епископа – они от него идут учиться и к нему же возвращаются, и он уже потом распределяет их по приходам.

– Наверное, некоторые приедут служить в Южную Осетию, в местные приходы РПЦ, в тот же кафедральный собор, который строится в Цхинвале.

– Если храм строят, значит, там кто-то должен служить. Но этот вопрос они должны будут решать не с нами, а с Грузинской православной церковью. Раз уж Московская патриархия признает Южную Осетию канонической территорией ГПЦ, то и присылать сюда священников должны с разрешения Тбилиси, с ними должны договариваться. То есть это опять-таки не в нашей компетенции.

– У вас нет такого ощущения, что Аланскую епархию подвигают?

– Нет, если нам будут разрешать спокойно служить. Это общепринятая практика в Иерусалиме, Австралии или Европе, когда на одной территории служат сразу несколько православных церквей.

– Но если они считают республику канонической территорией ГПЦ, то, наверное, станут указывать во время своих служб, что это не ваша территория, что вам здесь не место?

– Как они будут указывать людям про их родную церковь, что это не их церковь? Мы все-таки уже двадцать лет, как служим народу Южной Осетии, не думаю, что до такого дойдет».

Понятно, что для чиновников решение передать республику под окормление РПЦ, прежде всего, политическое. Это такая демонстрация лояльности по отношению к метрополии. Понятно, что это не может нравиться служителям Аланской епархии, но у них слишком мало ресурсов для сопротивления, в том числе и из-за элементарного дефицита кадров. Аланская епархия – это буквально несколько человек, среди которых даже нет такого, кого можно было бы рукоположить в епископы. Но при этом она все годы конфликта была рядом с народом, за ней внушительная по местным меркам паства, и с этим нельзя не считаться.

Светские власти и духовенство демонстрируют взаимную лояльность, сдержанность, которые, впрочем, плохо скрывают возникшее напряжение в отношениях. Судя по всему, настоящее испытание лояльности и сдержанности еще впереди, например, когда встанет вопрос, какой церкви передавать пока пустующие в республике древние аланские храмы.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Мурат Гукемухов

    В 1988 году окончил Ставропольский политехнический институт, по специальности
    инженер-строитель.

    В разные годы был корреспондентом ИА Regnum, сотрудничал с издательским домом «КоммерсантЪ» и ​Institute for War and Peace Reporting (IWPR).

XS
SM
MD
LG