Accessibility links

Музей мира через девять лет после войны


Инициатор создания музея Лия Члачидзе говорит, что цель экспозиции – показать страшное лицо никому не нужной войны
Инициатор создания музея Лия Члачидзе говорит, что цель экспозиции – показать страшное лицо никому не нужной войны

Сегодня, в девятую годовщину вооруженного конфликта 2008 года, в нескольких десятках метров от разделительной линии с самопровозглашенной республикой Южная Осетия в селе Эргнети открылся Музей августовской войны.

Экспозиция расположена в подвале дома, где в дни вооруженного противостояния местные жители укрывались от обстрелов и бомбежек. На стенах из необработанного камня и на полу – военные каски, части камуфляжа, ботинки, солдатский котелок, полевая сумка… повсюду фотографии. На них – эпизоды тех страшных пяти дней августа 2008-го.

Инициатор создания Музея августовской войны, местная жительница и представитель Центра реабилитации и развития Эргнети Лия Члачидзе говорит, что цель экспозиции – вовсе не разжигание ненависти. Наоборот, это попытка показать страшное лицо никому не нужной войны:

Музей мира через девять лет после войны
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:14 0:00
Скачать

«Я вспоминаю 8 августа девятилетней давности, как кадры из кино. В это время бомбили мой дом, мой двор. Мои дети и члены моей семьи прятались в этом подвале. Мы не думали, что выберемся отсюда. Мой муж погиб еще в 90-х, во время первой стычки между грузинами и осетинами. Но это не значит, что я считаю осетин врагами. У меня много близких, родственников и друзей среди них, с которыми я и сегодня поддерживаю связь. Когда была озвучена идея этого музея, я обратилась к своим друзьям с просьбой прислать все, что они могли. Они прислали мне фотографии, которые сегодня здесь представлены. Я хочу, чтобы это был музей встреч и примирения, а не музей агрессии».

По словам Члачидзе, она очень хорошо помнит август 2008-го и не хочет повторения того ужаса, который испытали она и ее односельчане. Этот музей, говорит Члачидзе, должен быть музеем мира, но вместе с тем должна быть озвучена и та реальность, которую население Эргнети и других населенных пунктов пережило 8 августа 2008 года.

Бывший президент Грузии Михаил Саакашвили, в чье правление и произошла пятидневная война с Россией, лоббировал создание музеев оккупации, целью которых было показать, что противостояние с Москвой началось задолго до 8 августа 2008 года. Со сменой власти в 2012 году Тбилиси отказался от резкой риторики в адрес Москвы. «Грузинская мечта» не раз заявляла, что открытое противостояние с Россией и поддержка подобных проектов-раздражителей ничем хорошим не кончится. Но попытка возобновления диалога, видимо, не принесла успеха. И Тбилиси решил заговорить по-другому.

На сегодняшнем открытии Музея августовской войны присутствовали представители руководства страны. По словам главы администрации президента Грузии Георгия Абашишвили, очень важно, что всего лишь в нескольких десятках метров от линии разделения по инициативе местного населения был создан подобный музей. И хоть он не называется музеем оккупации, по сути, отражает именно эту особенность российской политики в Грузии:

«Музей войны – это музей, который реально показывает результаты оккупации, которые местные жители испытывают на себе. Единственный фактор, мешающий примирению грузин и осетин, – это оккупант. Колючая проволока, которую сегодня проводят по нашей земле, еще раз подтверждает, что оккупант боится отношений между людьми. Тех отношений между грузинами и осетинами, которые существовали до того, как оккупант вмешался с целью разрушения этих отношений и что, к сожалению, у него получилось. Но российская оккупация – временное явление. Грузины и осетины смогут жить так, как жили на протяжении многих лет».

По словам Абашишвили, Музей августовской войны получит всю необходимую помощь от резервного фонда президента. Более того, руководитель администрации главы государства считает важным, чтобы подобные музеи были открыты вдоль всей линии разделения. Чтобы каждый гражданин и гость Грузии всегда помнили, как действовала Россия на Кавказе на протяжении многих лет.

В том, что правительство поддерживает идею, заверила и госминистр по примирению и гражданскому равенству Кетеван Цихелашвили:

«То, что случилось девять лет назад, не должно больше повториться. Это была огромная трагедия для нашего общества. Фактически в нескольких метрах отсюда 20% территории Грузии, окруженные колючей проволокой, превращены в живой музей оккупации. Сегодня люди, живущие в изоляции за колючей проволокой, являются заложниками оккупации. Я абсолютно уверена, что наступит день, когда остатки этой колючей проволоки, которая сегодня создает множество проблем людям, станут экспонатами этого и других музеев».

При этом Цихелашвили уверяет: возвращаться в прошлое Тбилиси не намерен. И единственный путь – путь мира и развития страны, а значит, больших возможностей для людей, живущих за разделительными линиями. Война и оккупация, считает Цихелашвили, навредили всем: грузинам, абхазам и осетинам. И их повторение не входит ни в чьи интересы, кроме российских.

XS
SM
MD
LG