Еще одна политическая сила – объединившиеся в один блок «Демократическое движение» Нино Бурджанадзе и «Свободная Грузия» Кахи Кукава примет участие в выборах в органы местного самоуправления. Сегодня оппозиционеры представили своих кандидатов на посты мэра Тбилиси и председателя городского собрания.
Необходимо отставить в сторону узкопартийные интересы ради победы на муниципальных выборах – с таким призывом выступила лидер «Демократического движения» Нино Бурджанадзе, представляя единого кандидата в мэры Тбилиси от ее партии и примкнувшей к блоку партии «Свободная Грузия». Им стал Каха Кукава. С ним в паре идет Дмитрий Лорткипанидзе – он будет бороться за пост главы столичного городского собрания. Говорит Нино Бурджанадзе:
«Мы решили выдвинуть в кандидаты мэра Тбилиси очень достойного человека – господина Каху Кукаву, который, я уверена, будет достойно служить Тбилиси и тбилисцам. На пост председателя сакребуло мы выдвигаем также очень достойного кандидата – Дмитрия Лорткипанидзе, который не нуждается в представлениях и сделает все, чтобы Тбилиси стал комфортным городом для его жителей. Эти два человека создадут команду, которая присмотрит за городом и сделает все для того, чтобы служить людям, а не тому, что сейчас называется «неформальным правлением».
Впрочем, сами кандидаты о своих планах «служения людям» не распространяются. Их главная цель на данном этапе – перевести выборы во второй тур. В этом случае шансы на победу существенно возрастут, уверен Дмитрий Лорткипанидзе:
«У выборов в органы местного самоуправления больше значения, чем выдвижение кандидата в мэры или на пост председателя сакребуло (городское собрание). Это политический акт этапного значения, который должен обеспечить замену существующей уродливой политической системы политическим направлением, ориентированным на реальные национальные интересы. Этому мы и будем служить, и именно на это делался акцент. Ибо те неолиберальные направления, по которым развивается наша страна, реально толкают государство в пропасть».
Каха Кукава же предпочитает оперировать более простыми терминами, хоть и туманно, но обещая улучшить экономическую ситуацию и разобраться с нелегальной миграцией, с упором на попранные национальные интересы со стороны всех политических оппонентов:
«На последних выборах все заранее знали результаты. На первое место должна была выйти «Грузинская мечта», на второе – «Национальное движение», и все этим довольны. Наша задача сорвать эту подтасованную игру. Наша команда попытается представить национальную силу нового типа, чтобы у нашего избирателя был реальный выбор. Не между либералами и либералами, а между либеральными и национальными политическими силами. В ближайшие дни мы представим обществу программу с новаторскими предложениями в вопросах экономики и нелегальной иммиграции».
Не удержались в новом политическом блоке и от критики в адрес несостоявшихся союзников. Нино Бурджанадзе выразила сожаление в связи с тем, что «для остальных оппозиционных партий, как это всегда происходило в Грузии, партийные интересы оказались важнее». Нино Анзоровна посетовала, что узнала о политическом предательстве «Альянса патриотов» по телевизору:
«Мы до последней минуты не знали, что они собираются делать. Мы узнали о выдвижении кандидата по телевизору. Я раскрою вам одну тайну: мы не были бы против, если бы единым кандидатом оказалась госпожа Ирма Инашвили. Вся наша команда была согласна на это. Естественно, в том случае, если бы был учтен командный принцип. Но интереса к объединению проявлено не было».
Впрочем, полностью ссориться с «патриотами» Бурджанадзе не стала, отметив, что дверь в ее политическое объединение вновь открыта. Но с оговоркой – для всех, кроме «Национального движения», «Европейской Грузии» и «Грузинской мечты».
По мнению политолога Гелы Васадзе, стратегия Бурджанадзе очень проста и понятна, равно как и стратегия «Альянса патриотов»:
«Понятно, что вместе с «Альянсом патриотов» или без него... у самого «Альянса патриотов» вместе или без Бурджанадзе – никаких шансов на победу в этих выборах нет. Но объединение дало бы Бурджанадзе то финансирование, которое бы получил «Альянс патриотов». Потому что у «Альянса патриотов» явно больше ресурсов – как финансовых, так и медийных. То, чего нет у Бурджанадзе. Поэтому Бурджанадзе объединение с «Альянсом патриотов» финансово выгодно. Ну и обратная ситуация у «Альянса патриотов» – им абсолютно невыгодно объединение с Бурджанадзе. Они свои проценты получат, они пройдут и получат свою долю госфинансирования, которой ни с кем, в том числе с Бурджанадзе, делиться не собираются».
На какую поддержку могут рассчитывать политические силы вроде Нино Бурджанадзе и ее соратников или «Альянса патриотов», рассуждает политолог Георгий Гобронидзе:
«Риторика таких партий состоит из националистических лозунгов, ура-патриотических заявлений и т.д. То есть они как-то пытаются повлиять на тот электорат, который настроен, можно сказать, евроскептически, с одной стороны, и с другой – на тех, на кого действуют эти националистические и псевдопатриотические заявления и лозунги. Та же самая тенденция, которую мы наблюдаем в Европе».
При этом, по мнению эксперта, маргинальные группы населения, на которые рассчитана такая риторика, слишком малочисленны, чтобы говорить о сколь-нибудь значимой силе. Во всяком случае, на это указывают все исследования, которые проводились в последнее время. Но, добавляет Гобронидзе, Грузия доказала, что является довольно непредсказуемой страной по части политических предпочтений граждан.