Accessibility links

Дидгорская битва против «Грузинского марша»


Тенгиз Аблотия
Тенгиз Аблотия

На днях в Грузии отметили очередную годовщину, пожалуй, самого успешного военного эпизода в истории страны – Дидгорской битвы, во время которой войско царя Давида Строителя разгромило армию турок-сельджуков.

Отметили обычно, традиционно, как принято отмечать в Грузии ритуальные «красные даты» в календаре, – поверхностно. Много шума и пыли, тостов и речей, мужчин в национальных костюмах, много песен и стихов – и полное отсутствие хоть какой-либо попытки осмысления произошедшего. На самом же деле этот день дает массу поводов для размышлений о том, какое место в грузинском коллективном сознании занимает главный автор победы при Дидгори – царь Давид Строитель, и не только об этом.

В Грузии его любят, можно сказать, боготворят – о нем слагают стихи, пишут песни, его именем называют центральные улицы городов. Любой грузин обязательно вам скажет, что Давид Строитель был великий царь, который думал о народе, освобождал территории, и в конце с невыразимой грустью в голосе обязательно добавит – «Эх, нет сейчас таких политиков в Грузии и, скорее всего, не будет...»

Впрочем, если вы думаете, что такое отношение к царю Давиду является результатом какой-то обдуманной позиции, внятно высказанного мнения о том, чем же он был так хорош, – ошибаетесь. Всенародная любовь к Давиду Строителю - это очередной ритуал, один из многих, который обязателен для традиционной массовки.

Это из той же оперы, что всеобщая детская любовь к всенародному дедушке – патриарху Илие Второму – при том, что подавляющее большинство народонаселения понятия не имеет о том, что он говорит и что проповедует. Это же неважно: есть ритуал, Илию Второго надо любить и все тут. А иеговистов – ненавидеть, при том что подавляющее большинство населения в глаза не видело ни одного живого свидетеля Иеговы.

Так и тут: Давид Строитель – одна из тех ритуальных фигур, которую совково-православная идентичность выбрала для почитания. Стало быть, вопросов никаких не задается. Как говорится, правоверный не нуждается в мышлении, правоверность – состояние бессознательное.

Парадокс же в том, что настоящий, реальный Давид Строитель, попади он в нынешнюю Грузию, был бы одной из самых ненавидимых фигур для традиционных грузинцев. Его бы ругали последними словами, рассказывали, что он ест маленьких детей по утрам, что он сатанист, ненавидит грузинский народ, хочет истребить его и заселить страну иностранцами.

Хотите знать, каким был бы реальный рейтинг Давида Строителя в условиях реальной Грузии? Или вас интересует, как бы относилось к нему православно-совковое быдло, в случае если бы оно вообще было бы способно думать и анализировать?

Пожалуйста. Представьте себе президента Грузии, который привез бы в страну 40 000 вооруженных иноземцев, поселил их в самом центре страны, дал бы им земли, с их помощью рубил бы головы всякого рода интеллигенции, бесполезным поэтам и болтливым аристократам. Представьте себе президента Грузии, который поставил на место церковь, удалив из ее топ-менеджмента коррупционеров и агентов иностранных спецслужб.

Представьте себе президента Грузии, который прошелся катком по самым именитым фамилиям страны, отбирал у них имущество и земли. Президента Грузии, который освобождал от налогов иностранцев, пытаясь заинтересовать их инвестированием в страну…

Как вы думаете, сколько времени понадобилось бы на то, чтобы он стал объектом всеобщей ненависти? Каким был бы его рейтинг? Неужто высоким? Да ладно вам. Традиционная Грузия не простила Михаилу Саакашвили куда меньшие «грехи» – в конце концов, он не посмел дать по шее попам, пытался сотрудничать с церковью, заигрывал с ней, а она в итоге фактически возглавила крестовый поход против него. Оно и ясно: у ГПЦ по жизни есть только один приоритет - это сама ГПЦ, остальное – по боку.

Грузинские традиционалисты, объясняющиеся в любви к царю Давиду, – нонсенс, так как у традиционно-консервативной Грузии не может быть врага, страшнее Давида Строителя. Он даже хуже Джорджа Сороса - американский миллиардер, по крайней мере, работает медленно, деньгами, а царь Давид до таких тонкостей не опускался – рубил с плеча, без всяких НПО и международных фондов.

Вершиной абсурда является «Грузинский марш» на улице царя, поселившего в стране 40 000 вооруженных кипчаков (пламенный привет братскому Казахстану!) и привлекавший иностранных купцов. Интересно, у скольких участников этого самого марша в сосудах течет кипчакская кровинушка?

Нет, конечно, было в деятельности царя Давида кое-что понятное и близкое для традиционалистов. Есть один стишок про «золотую эпоху Грузии», которая как раз начинается с правления Давида Строителя: «От Никопсии до Дербента когда-то большая была Грузия».

Ну все, вот он, совок в чистом виде. 250 лет сожительства с Россией, которые не могли пройти бесследно. О чем вспоминает традиционный грузинец при упоминании «золотой эпохи»? Не о том, что была страна цивилизованная, продвинутая (по тем временам), с высокоорганизованным государством и функционирующими законами. Нет, все это пофиг. Самое главное – «большая»...

Как будто основное для развития и прогресса страны – это не мозги ее населения, не эффективность управления и верховенство закона, а количество квадратных километров.

И мало кто из тех, кто восторгается размерами Грузии того периода, осознает, что военные победы Давида Строителя были напрямую связаны с его реформами внутри страны. Без них Грузия так бы и осталась разрозненной территорией, управляемой жадными феодалами и невежественными попами, и о победах на поле битвы говорилось бы только в мечтах.

Для тех, кто недостаточно внятно понимает написанные слова или читает по кочкам, скажу проще: Давид Строитель – самый великий из грузинских правителей, и главное его величие заключалось в том, что он не боялся плыть против течения, ломать собственный народ через колено и наплевать на глупые священные коровы.

Эпоха царя Давида и последовавшая за ней «золотая эра» наглядно демонстрирует, что Грузия в течение всей своей истории была единой, сильной и достойной страной лишь в условиях того, что сегодня принято называть «модернизационным проектом». Всякий раз, когда реформаторы и модернизаторы уходили в тень, а на их место снова возвращались любители костей предков, местные князьки, алчные аристократы и поповская бесовщина, – Грузия снова окуналась в беспробудный сон.

Если период царствования Давида Строителя чему-то нас и учит – так этому тому, что у Грузии нет иного будущего, чем современное государство европейского типа. Любая закрытость, любая самоизоляция, любой уход в себя – это тупик...

Ну а «Грузинский марш»... А что марш? Скорее всего, в реальной Грузии реального Давида Строителя всех его лидеров повесили бы за ноги где-нибудь на опушке леса за антигосударственную деятельность...

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

  • 16x9 Image

    Тенгиз Аблотия

    Родился в 1970 году, до 17 лет жил в Сухуми. С 1989 года учился на факультете журналистики в Тбилисском государственном университете.

    В 1990 году начал профессиональную деятельность в информационном агентстве «Ипринда». Впоследствии сотрудничал с «Радио России», Русской службой BBC, грузинским агентством бизнес-новостей GBC-news, телеканалом «ПИК», бизнес-радио «Коммерсант», и многими другими.

    Является блогером «Эхо Кавказа» с июня 2010 года.

XS
SM
MD
LG