В последние год-полтора в Грузии что-то постоянно горит. Нет, не то чтобы раньше ничего никогда не горело, но в последнее время – очень уж часто и интенсивно. Грузинский народ не был бы самим собой, если бы не воспользовался этой неожиданной закономерностью и не стал сочинять теории, одну страшнее другой...
Совсем недавно горело Боржомское ущелье. В общем, ничего такого неожиданного: оно горит если не каждый год, то уж раз через год – совершенно точно. Как всегда, в таких ситуациях невозможно сделать не вызывающий ни у кого никаких сомнений вывод о том, что же все-таки произошло: как начался пожар и по какой причине. Понятно, что в этой ситуации грузинам сам бог велел искать глубокие и коварные замыслы, самых черных кошек в самых темных комнатах.
Наиболее распространенное мнение – в Боржомском ущелье был поджог. Вариантов того, кто именно сотворил сие злодейство, может быть масса: одни уверены в том, что лес подожгли оккупанты, другие во всем видят руку власти, которая потратила деньги на реабилитацию ранее сгоревших лесных массивов, но проворовалась сверх меры и теперь решила замести следы.
Ну и, конечно, бессмертное, на веки вечные, объяснение, универсальное, как переходящее красное знамя: лес подожгли сторонники Саакашвили, чтобы нанести стране максимальный вред.
В самый подходящий момент власти предъявили народонаселению железобетонный аргумент в пользу версий о поджоге – канистру из-под бензина, найденную в Боржомском ущелье. Поскольку никому толком не известно, существовала ли она на самом деле, канистра быстро зажила своей, суверенной жизнью и начала обрастать эпическими подробностями и версиями о том, кто же ее мог оставить на месте пожара.
Еще полгода назад я бы не удивился, если бы на ней магическим образом нашли надпись «Сделано в Украине», а еще лучше – «Сделано в Одесской области»... Но, слава богу, сегодня Миша в Киеве не в фаворе, стало быть, Грузия и Украина наконец-то дружат.
Собственно говоря, не исключено, что никакой одиозной канистры в природе не существует – просто «Мечта» известна тем, что очень любит подливать масла в огонь и говорить то, что хочет слышать толпа. Никто уже не помнит скандальных фотографий покойного премьер-министра Зураба Жвания, отчаянных поисков склада с покрышками, которые «националы» собирались использовать при новой революции, разнообразных компроматов, видео- и аудиоматериалов одноразового использования.
О них уже все забыли – это и было их предназначение: поболтали, отвлекли внимание и забыли. Также и сейчас – где она, родная наша канистра, кто о ней помнит?
Естественно, общенациональный пожар – он на то и общенациональный, чтобы по его поводу отметились все, кому не лень и кому хватит наглости.
Пророссийские партии негодуют из-за отказа власти принять помощь Москвы при тушении пожара. А ведь счастье было так близко – сама природа подарила Грузии шанс помириться с Россией таким окольным путем. После тушения пожара Путин в приступе раскаяния побежал бы брататься с Грузией и подарил бы ей Абхазию, а заодно – кусочек Краснодарского края...
Церковь не была бы самой собой, если бы не устроила из пожара языческое действо – весь топ-менеджмент ГПЦ собрался в Боржомском ущелье для того, чтобы помолиться за снисхождение дождя, который помог бы потушить огонь.
Как и следовало ожидать, бог демонстративно проигнорировал просьбы братвы, не ниспослав ни единой капли спасительной влаги. После начала пожара прошло почти 10 дней, а дождя все не было и нет. Вернее, вру, дождь был, да еще какой – с ураганом, вырвавшим деревья, но в 400 км от места событий, на черноморском побережье.
Видать, молящиеся передали в небесную канцелярию неверные координаты. Дилетанты...
Впрочем, попы отметились не только этим – некоторые из них попытались дать объяснения произошедшему. Оказывается, все дело в аморальности и безнравственности, которые овладели широкими народными массами в Грузии, поэтому – горело, горит и гореть будет…
Естественно, те, кто это говорил, вовсе не рассматривали возможность начать моральное очищение с самих себя – например, как минимум пересесть с «Лендкрузеров», ну если не на осликов, то, по крайней мере, на «Приусы»...
Боржомский парк – не единственное место в Грузии, где в последнее время слишком много огня. В Тбилиси постоянно горят рынки и ярмарки, и вот тут никаких сомнений никто не высказывает. Страна уверена в том, что уж их-то точно поджигают.
По мере того, как власть все более явно игнорирует требования торговцев о компенсации, пожары обрастают все новыми и новыми, леденящими кровь подробностями: называются конкретные фамилии заинтересованных депутатов и членов правительства, среди виновных в массовых пожарах – крупные торговые сети, в первую очередь – бурнорастущий «Карфур».
Если правительство и дальше продолжит игнорировать требования торговцев, то не исключено, что найдутся и непосредственные свидетели, которые глубокой ночью видели лично Бидзину Иванишвили в ярко-оранжевой рабочей спецовке с канистрой в руках.
Запутавшиеся в перипетиях самых диковинных теорий заговора, мои соотечественники никак не могут научиться искать простые объяснения простым событиям. Например, что Боржомское ущелье могло загореться свои ходом, как это бывало не раз и не два в Грузии, как это происходит во многих жарких странах от Австралии до Португалии.
В конце концов у нас есть две составляющие, которые делают практически неизбежным периодическое возникновение лесных пожаров, – жаркое сухое лето и народонаселение, привыкшее бросать все что угодно, куда угодно, в том числе и оставлять разожженные костры…
Например, что рынки и ярмарки горят вовсе не потому, что толстосумы мечтают завладеть их территориями – преимущественно горят такие помойки, которые даром никому не нужны. Что они горят не потому, что это нужно Бидзине или «Карфуру», а потому, что там полный и абсолютный бардак, потому, что там ничего не изменилось с начала 90-х годов – не хватает только вооруженных «мхедрионовцев».
Горели и раньше. А почему особенно активно и подряд горят именно сейчас? И тут найдется простое объяснение – все эти коллективные выгребные ямы построили еще 25 лет назад, и сейчас мы имеем дело с истечением их ресурса. А поскольку создавались они почти параллельно, то и горят вместе, в обнимку, по-братски.
Так мир устроен: иногда пожар – это символ очищения, кара, ниспосланная за грехи, иногда – злой умысел власть придержащих, торжество жадности и эгоизма.
А иногда пожар – это просто пожар...
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции