Международный комитет Красного Креста уже несколько лет проводит в Абхазии работу по поиску лиц, пропавших без вести во время грузино-абхазской войны 1992-1993 годов. За это время было обнаружено и идентифицировано 39 останков.
Сегодня Международный день пропавших без вести, его отмечают во всех странах, где люди пропали в результате вооруженных конфликтов. Цель этой даты – напомнить всем о тех, чьи судьбы неизвестны, о семьях, которые потеряли и ищут своих близких. Они имеют право получить ответ на вопрос о том, что же случилось с их родственниками, имеют право узнать об их судьбе.
Международный комитет Красного Креста, работающий в Абхазии, в рамках своего мандата ведет работу по розыску людей, пропавших без вести во время войны 1992-1993 гг.
Абхазия приступила к поиску пропавших без вести в 1994 году, когда была создана Государственная комиссия по пропавшим без вести при президенте Республики Абхазия. Комиссия начала работу по сбору информации, были опрошены многочисленные родственники и свидетели.
Международный комитет Красного Креста подключился к работе по поиску пропавших без вести в 2010 году. Рассказывает Хелена Старе, глава миссии Международного комитета Красного Креста:
«В Абхазии работа над вопросом пропавших без вести началась в 2010 году. Эксгумации идут с 2013 года. Мы очень тесно сотрудничаем с местными организациями. Это – общественная организация «Матери Абхазии», где как раз встречаются все те семьи, в которых кто-то пропал без вести. Это – Абхазская комиссия по пропавшим без вести и Бюро судебно-медицинских экспертиз. В этом году, когда у нас идут раскопки, идет этот эксгумационный сезон, мы впервые начали очень тесно сотрудничать с местными экспертами. Начиная с 2013 года, в Абхазии были найдены, идентифицированы и переданы семьям 39 останков пропавших без вести. Это означает, что 39 семей этот ответ уже получили».
На вопрос о базе данных пропавших без вести Хелена Старе ответила:
«Если мы смотрим в общем и целом на конфликт, который начался в 90-х годах, 1992-м, 1993-м, совместно с конфликтом 2008 года, мы тут говорим про Абхазию, Грузию и Южную Осетию. Все вместе это почти 2500 человек, которые пропали без вести».
Хелена Старе рассказала о том, что делается для розыска:
«Эксгумационные и идентификационные работы – очень длительный процесс. Он начинается с того, что мы действительно должны найти точное место, где человек был похоронен. Надо учесть, что человек был похоронен 25 лет тому назад. Очевидцы больше не помнят, где это было. И ландшафт изменился. Так что в основном мы начинаем эту работу со сбора информации. Нам очень помогают все те люди, которые приходят к нам и рассказывают о потенциальных местах захоронений. Мы всю эту информацию проверяем, и, когда начинается эксгумационный сезон, мы стараемся делать раскопки во многих местах, насколько это возможно. Вот, например, в этом году эксгумационный сезон был очень активный, и работа шла приблизительно в 40 местах».
На сегодня в абхазском списке пропавших без вести 169 человек. Их розыск ведется как на территории Абхазии, так и на территории Грузии. Если раскопки успешны и останки найдены, то образцы костей вместе с образцами ДНК членов семьи исследуются и идентифицируются. Это происходит в лаборатории в Загребе, в Хорватии. Для признания результата положительным должен быть очень высокий процент совпадения. Параллельно сравниваются данные по личным вещам и одежде, собирается и исследуется информация о том, что с человеком происходило в жизни.
Эксгумационный сезон нынешнего года закончится в сентябре. Только после этого будут подводиться итоги и обсуждаться результаты. Спешить с выводами, считает Хелена, нельзя, пока не будет полной уверенности в каждом случае.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия