Accessibility links

Зачем «Мечте» консенсус?


В Венецианской комиссии были готовы принять представителей властей и оппозиции, но при одном условии – между сторонами на родине должен быть достигнут хоть какой-то консенсус
В Венецианской комиссии были готовы принять представителей властей и оппозиции, но при одном условии – между сторонами на родине должен быть достигнут хоть какой-то консенсус

Представители власти не поедут в Страсбург. 6 сентября там при посредничестве экспертов Венецианской комиссии власть и оппозиция должны были обсудить поправки к Конституции. «Грузинская мечта» пересмотрела свою позицию и отказалась от участия в запланированной встрече.

Правящая сила «Грузинская мечта» благодарна Венецианской комиссии за поддержку конституционной реформы, но не видит смысла еще раз встречаться с ее представителями в Страсбурге. Вернее, с соотечественниками из стана оппозиции. Последние и подтолкнули «мечтателей» на вежливый отказ. Да и к чему эта встреча, когда пакет поправок к Конституции в двух чтениях уже принят, говорит один из лидеров парламентского большинства Давид Матикашвили:

«Уже дважды принятые парламентом поправки обязательно будут приняты и в третий раз. У нас будет очень хорошая Конституция для развития демократии в долгосрочной перспективе. Что касается консенсуса, о нем было много сказано, но на самом деле он не был достигнут, и вся ответственность в этом вопросе возлагается на оппозицию».

Зачем «Мечте» консенсус?
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:47 0:00
Скачать

Правящая сила предложила оппозиции в письменном виде обозначить те вопросы, которые они готовы поддержать. «Жест доброй воли» «мечтатели» проявили после того, как представители Венецианской комиссии не скрывали разочарования по поводу принятых в двух чтениях поправок, в которых не было учтено ни одного предложения представителей оппозиции и профильных НПО. Для достижения консенсуса эксперты консультативного органа Совета Европы по правовым вопросам предложили и свои услуги. Они были готовы принять представителей грузинских властей и оппозиции у себя в Страсбурге и даже исполнить роль посредника на этой встрече. При одном условии – между сторонами на родине должен быть достигнут хоть какой-то консенсус.

Но этого не произошло. Парламентская оппозиция назвала формальным предложение правящей силы. Оппозиция и гражданский сектор выступали против отмены прямых выборов президента, еще больше их волновало то, что правящая сила отказалась переходить на пропорциональную избирательную систему вплоть до 2024 года. Для представителей оппозиции решение правящей силы не стало неожиданным, говорит один из лидеров «Нацдвижения» Заза Бибилашвили:

«Сегодня «Грузинская мечта» подтвердила то, что все и так хорошо знали. Их целью являлось принятие этой однопартийной, антидемократичной и антигосударственной Конституции. Мы вместе с грузинским обществом и международным сообществом решим, как действовать после этого. Эта Конституция будет огромным шагом назад, будет гарантом того, что в Грузии будет узаконен этот мафиозно-клановый режим и практически станет невозможной смена власти путем демократических выборов».

Внепарламентская оппозиция в срыве встречи обвинила и правящую силу, и бывшую партии власти. Лидер «Новых правых» Каха Кацитадзе напоминает, что внепарламентская оппозиция направила свои предложения «мечтателям»:

«Причиной или поводом власть называет какие-то ультиматумы и условия, которые назвала оппозиция. Те предложения, которые мы направили властям и Венецианской комиссии, в сегодняшнем заявлении («Грузинской мечты») не упомянуты, власть хочет их утаить».

Когда правящая сила отказывается сесть за стол переговоров, это очень сильно бьет по имиджу и плохо для страны, говорит конституционалист Вахтанг Хмаладзе. По его информации, у Венецианской комиссии были свои предложения для достижения консенсуса. Теперь этого не произойдет. Власти даже не удосужились создать иллюзию консенсуса при принятии поправок, что лишает измененную Конституцию моральной легитимности, говорит Вахтанг Хмаладзе:

«Мы получим высокую вероятность политического кризиса, если все останется так, как есть. Очень сложно будет самой правящей силе. При ее модели избирательной системы у оппозиции остается минимальный шанс на победу на выборах. Такая ситуация способствует созданию политического кризиса. Такие примеры у нас были в прошлом, когда создается революционный или же предреволюционный настрой. В такой ситуации, несмотря на угодную ей систему, власть уже не может победить на выборах. Так произошло в 2012 и в 2004 годах».

По мнению Вахтанга Хмаладзе, стороны могли бы достичь консенсуса, если бы оппозиция не противилась отмене прямых выборов президента, а власть, в свою очередь, уже к парламентским выборам 2020 года отказалась от смешанной избирательной системы в пользу пропорциональной.

«При таком минимальном консенсусе во встрече нет смысла», – согласились в Венецианской комиссии. В беседе с грузинскими СМИ секретарь комиссии Томас Маркерт выразил сожаление и отметил, что обе стороны должны были проявить гибкость.

«Грузинская мечта» рассмотрит конституционные поправки в первый же день осенней сессии парламента, 5 сентября.

XS
SM
MD
LG