Accessibility links

Татьяна Ярмощук: «Украинская власть не знает, что теперь делать с Саакашвили»


Михаил Саакашвили
Михаил Саакашвили

ПРАГА---Что означает возвращение в Украину Михаила Саакашвили для внутренней политики этой страны? Об этом мы побеседовали с обозревателем украинской редакции Радио Свобода Татьяной Ярмощук.

Дэмис Поландов: Итак, возвращение Михаила Саакашвили в Украину… Можно ли назвать это возвращение триумфальным? Что такое «вторжение» Саакашвили сегодня в украинскую политику и каковы его перспективы?

Татьяна Ярмощук: На самом деле, я бы не назвала это триумфом или нетриумфом. Если посмотреть на вчерашние соцсети, то звучало слово «шапито». Но мне вспомнился ранний (Виктор) Пелевин, который говорил: «Если бы телевизор не создавал этих персонажей, их бы не было». У меня такое впечатление, что мы – журналисты, эксперты – просто сейчас об этом говорим, туда выезжают политики, а на самом деле гражданам это… Или если взять какую-то ситуацию, в Украине тоже кричали: «ганьба» или «перемога», но на самом деле ни «ганьбы», ни «перемоги» не было. В этой ситуации не было черных и белых, смешно выглядели как Саакашвили, так и (Петр) Порошенко. На самом деле, украинская власть сейчас поставила себя в ту ситуацию, когда она реально не знает, что будет делать и что она может делать с Саакашвили.

Скачать

Дэмис Поландов: Ну а что, собственно говоря, может делать сейчас Петр Порошенко? Вот, он попытался выдавить Михаила Саакашвили из украинской политики, он его отправил в отставку, зачем-то лишил его гражданства. Вот сегодня может ли он, например, арестовать Михаила Саакашвили за незаконное пересечение границы?

Татьяна Ярмощук: Я думаю, что Петр Порошенко сам не знает, зачем он лишил гражданства Михаила Саакашвили, и сейчас в высших эшелонах украинской власти думают, что они могут сделать. Выходит какая-то патовая партия для Порошенко, и, как говорят эксперты, сейчас они думают, как с самыми меньшими потерями имиджа, вообще и на международной арене, они могут выйти из этой ситуации. Экстрадиция? Вряд ли. Потому что на самом деле, я думаю, и Тбилиси не очень выгодно, чтобы это сейчас произошло. Депортация? Если даже каким-то странным образом Порошенко или украинской власти удастся депортировать Саакашвили, – это, в принципе, тоже невыгодно.

Дэмис Поландов: Ну, все-таки это политический вопрос, который пытались решить такими методами, которые не имеют к политике никакого отношения: лишение гражданства – это все-таки не политический акт. Петр Порошенко мог бы, наверное, признать свою политическую ошибку, что он пригласил Михаила Саакашвили, что он не смог с ним сработаться и т.д. Но сегодня наверняка есть политические силы в украинской политике, которые воспользуются ситуацией и попытаются каким-то образом использовать Михаила Саакашвили, – пусть и в таком ограниченном, медийном пространстве, но он все-таки произвел фурор. Кто из политических сил сегодня сможет воспользоваться его сегодняшним напором и харизмой?

Татьяна Ярмощук: Мы можем видеть по тому, кто вчера ездил встречать на границу Михаила Саакашвили. Но мы также видим, как Юлию Тимошенко толпа во Львове освистала и кричала: «Юлю геть!». Вот люди, которые хотели этим воспользоваться, но я не думаю, что это им дало много бонусов. Что касается политической силы, лидером которой является сейчас Михаил Саакашвили, в которой состоят его старые соратники – (Давид) Сакварелидзе и молодые украинские политики, – в принципе, не исключено, что, если состоятся какие-то внеочередные выборы, у этой политической силы есть шансы пройти в парламент и получить какие-то определенные места. Но здесь опять возникает вопрос: что изменило лишение гражданства Михаила Саакашвили? В принципе, у этого политика был определенный рейтинг в Украине, многим, наверное, импонирует его лексика и вообще поведение, но, с другой стороны, те голоса, которые эта политическая сила может получить сейчас, она так же получила бы – не больше, если бы Михаил Саакашвили находился в Украине. В принципе, то, что он сделал, – это головная боль для Порошенко. Сейчас украинская власть просто думает, что делать.

Дэмис Поландов: Если Петр Порошенко не понимает, что он будет делать с Михаилом Саакашвили, а что сам Михаил Саакашвили может делать сегодня на Украине, в чем заключается его план? Хорошо, – он вернулся. Какие шаги он дальше может предпринять в своем противодействии Петру Порошенко?

Татьяна Ярмощук: Вот это и был, наверное, самый большой шаг. Президент приостановил его гражданство, и он вернулся, и теперь президент Украины должен думать, что он будет делать с этим. Что может делать сейчас Михаил Саакашвили в Украине? Я думаю, нет какой-то точки кипения у населения, чтобы организовывать массовые протесты, собирать большие толпы, как это было в 2014 году во времена «Евромайдана».

XS
SM
MD
LG