В минувший четверг на проходящей в Женеве сессии Совета ООН по правам человека была обсуждена ситуация в Грузии. В докладе заместителя Верховного комиссара ООН Кейт Гилмор были перечислены многочисленные случаи нарушения фундаментальных прав и свобод человека в оккупированных регионах Грузии.
Ограничение свободы передвижения в зонах конфликта – в числе основных проблем, которые приводят к нарушениям прав человека в Грузии, говорится в докладе. Там же подчеркнуто, что на 15 мая 2017 года общая протяженность заграждений из колючей проволоки и других искусственных препятствий достигла почти 52 км вдоль линии административной границы с Южной Осетией и 48 км вдоль линии административной границы с Абхазией.
27 февраля 2017 года, отвечая на вопросы об объявленном закрытии контрольно-пропускных пунктов вдоль реки Ингури, официальный представитель Генерального секретаря ООН подчеркнул, что оно будет иметь разрушительные последствия для свободы передвижения и благополучия местного населения, включая школьников по обе стороны административной границы, и особенно для жителей Гальского района.
В интервью Радио Свобода заместитель главы внешнеполитического ведомства Давид Залкалиани рассказал об основных моментах обсуждения доклада и о реакции на него со стороны России.
«В докладе в полной мере отображена тяжелая гуманитарная ситуация, сложившаяся в оккупированных регионах Грузии. Подчеркивается, что оккупационные власти препятствуют свободному передвижению людей, им создаются трудности в получении необходимой документации и образования на родном языке. Следует отметить, что документ был поддержан делегациями более чем сорока государств. Наблюдатель от России призвал всех учитывать новые реалии, которые сформировались в регионе после российского признания. Позитивным результатом рассмотрения нашего вопроса можно считать тот момент, что в мире ширится круг стран, оказавших открытую поддержку Грузии, и, напротив, сокращается число сторонников России. Только на полях Совбеза ООН в текущем году ситуации в Грузии было уделено три обсуждения, что является беспрецедентным событием с 2008 года».
Конфликтолог Леван Герадзе обратил внимание на ту часть доклада Верховного комиссара ООН, где выражена обеспокоенность тем, что расположенные в Абхазии и Южной Осетии оккупационные власти отказываются предоставить правозащитникам ООН беспрепятственный доступ для проведения объективной оценки сложившейся там ситуации с правами человека.
«Гуманитарная ситуация в этих регионах более сложна и трагична, чем говорится в докладе, однако оккупационные власти России тщательно скрывают проблему, ограничивая международным организациям доступ. Россия целенаправленно продолжает дело, начатое 25 лет назад, а именно, пытается узаконить результаты этнической чистки, проведенной с ее содействием на этих территориях. То, что людям ограничивают доступ к передвижению, запрещают получить образование на родном языке, принуждают изменить национальность и таким образом отказаться от гражданства Грузии, – является результатом продолжения этой политики. На протяжении многих лет эти попытки не увенчались успехом, однако в последнее время Россия и марионеточные власти с помощью новых механизмов пытаются ассимилировать коренное население этих территорий».
По словам эксперта, действия, предпринимаемые Грузией, вносят весомый вклад в будущее решение конфликта:
«Эти документы не проходят бесследно, как кому-то хочется верить. Все резолюции, принятые в поддержку Грузии, находят растущее понимание у большего числа государств, оказывая влияние на формирование общественного мнения в этих странах. Поэтому Грузия должна ежедневно напоминать мировому сообществу об этих проблемах, создавая непрерывный дискомфорт России и тем силам, которые препятствуют мирному и справедливому урегулированию конфликта».