Сегодня на заседании сессии парламента депутаты внесли изменения в закон о налоге на прибыль организаций, ратифицировали соглашение с Российской Федерацией о медицинском страховании граждан России, постоянно проживающих на территории Республики Абхазия, и решили ряд кадровых вопросов.
Первое заседание осенней сессии началось с внесения изменений в закон «О налоге на прибыль организаций». О сути вносимых изменений депутатов проинформировал представитель президента в парламенте Дмитрий Шамба:
«Данный проект закона предусматривает освобождение от налогообложения процентного дохода по кредитам и займам, которые предоставляются ниже ставки рефинансирования, которая устанавливается Национальным банком Республики Абхазия и которая, как известно, составляет 12% годовых. Данная мера призвана стимулировать приток недорогих финансовых и кредитных ресурсов в экономику Республики Абхазия. Кроме того, в целях обеспечения условий реализации проектов по прямому кредитованию среднего и крупного бизнеса, которые осуществляются на территории Республики Абхазия совместно с российским Инвестиционным агентством, проект закона предусматривает возможность распространить его действие на правоотношения, возникшие с января 2016 года».
В рамках реализации программы поддержки среднего и крупного бизнеса, финансируемой Российской Федерацией, одобрено десять проектов на сумму более одного миллиарда рублей. По восьми проектам финансирование началось, два проекта приняты и ждут начала финансирования. При реализации программы будет создано 350 рабочих мест. После окончания льготного периода эти проекты должны дать бюджету доход в размере 100 млн рублей.
Председатель комитета по бюджету, кредитным организациям, налогам и финансам Наталья Смыр озвучила предложение комитета: установить упрощенный механизм расчета налогообложения, и все, что ниже процентной ставки рефинансирования, не облагать налогом вообще, а все, что свыше, облагать налогом в размере 15%. В соответствии с существующим законом, налогом в размере 15% облагались все доходы, полученные по процентным ставкам.
Депутаты интересовались, соответствует ли действительности информация о том, что российское Инвестиционное агентство приостановило финансирование абхазских проектов?
Отвечая на этот вопрос, Наталья Смыр сказала: «Инвестиционное агентство получало маржу в размере одного процента. Им было не выгодно, получая 10%, еще и обложение по нашему законодательству в размере 15%. Поэтому мы вынуждены были, конечно… В первую очередь такие кредитные ресурсы выгодны нашему бизнесу. Мы все знаем, что процентная ставка кредитования в Абхазии существует в размере от 18% до 24%. Процентная ставка рефинансирования – 12%, т.е. маржа составляет 6%, а здесь кредитные ресурсы предоставлены под 10%. В данном законопроекте кто-то может возмутиться и спросить: почему закон распространяется только на проценты по доходам? Это вопрос с перспективой обсуждения. У нас нет дешевых кредитных ресурсов, поэтому мы идем на то, чтобы предоставить возможность в рамках таких вот процентных ставок, чтобы наше государство получало эти кредитные ресурсы».
Депутат Александр Анкваб во время обсуждения заявил, что в проектах, получивших российское финансирование, создание одного рабочего места обходится в 4 млн 300 тысяч рублей, это слишком высокая цена.
У Контрольной палаты претензий к закону не было, и депутаты парламента по просьбе представителя президента Дмитрия Шамба приняли закон во втором и окончательном чтении с учетом поправки, предложенной комитетом.
Справившись с первым вопросом повестки дня, депутаты приступили ко второму и ратифицировали Соглашение между Республикой Абхазия и Российской Федерацией о сотрудничестве в области организации страхования граждан России, постоянно проживающих на территории Республики Абхазия, в системе обязательного медицинского страхования и оказания им медицинской помощи в организациях Российской Федерации.
Медицинское страхование граждан Абхазии будет финансироваться из бюджета Краснодарского края, а медицинская помощь будет оказываться в его медицинских учреждениях.
Абхазская сторона предоставит сведения о гражданах России, проживающих в Абхазии, и создаст шесть пунктов выдачи полисов обязательного медицинского страхования. Российский парламент данное соглашение пока не ратифицировал. После ратификации в трехмесячный срок полисы должны быть выданы примерно 90 тысячам граждан России, постоянно проживающим в Абхазии.
Депутаты приступили к кадровым вопросам и обсудили внесение в список для тайного голосования кандидатур председателя Верховного суда Зураба Агумаа для избрания на должность судьи арбитражного суда, Екатерины Онищенко для избрания на должность судьи Верховного суда и Гиви Габния – на должность судьи Конституционного суда. Заслушали и обсудили заявление уполномоченного по правам человека Дмитрия Маршана об освобождении его с должности омбудсмена.
Депутаты Аслан Бжания и Дмитрий Дбар были против понижения в должности председателя Верховного суда Зураба Агумаа. Бжания назвал его «золотым кадровым фондом» и предложил рассмотреть для него другие возможности, соответствующие его знаниям и опыту. А Дбар заявил, что назначение Агумаа на должность судьи арбитражного суда – «это то же самое, что генерала разжаловать в рядовые».
Сам Агумаа попросил депутатов не делать проблемы из его перехода в арбитражный суд и пояснил: «Несколько месяцев тому назад я обратился к президенту Республики Абхазия с заявлением об освобождении меня от должности председателя Верховного суда. Председатель Верховного суда избирается из числа судей Верховного суда. В моем заявлении четко была прописана просьба об освобождении от должности председателя Верховного суда. Я имел желание остаться судьей Верховного суда. Но на сегодняшний день все 18 должностей в Верховном суде укомплектованы, и для того, чтобы Верховный суд не остался без руководителя, мне было предложено избираться судьей арбитражного суда. Не делая из всего этого большую проблему, я дал согласие».
Внесение в список для голосования кандидатур Екатерины Онищенко и Гиви Габния одобрили без возражений. А вот вопрос досрочного освобождения от занимаемой должности Уполномоченного по правам человека вызвал недовольство у нескольких депутатов.
Они говорили о том, что Маршан не раз обращался в парламент и заявлял о том, что финансирование института Уполномоченного по правам человека не осуществляется, что десять месяцев Дмитрий Маршан работал на волонтерских началах, что к нему обращались люди, и он провел более 130 встреч. Что это были за встречи, кому и какого рода помощь оказывал Маршан, осталось за рамками обсуждения. Сам Дмитрий Маршан заявил, что избрали его в конце 2016 года, бюджет был уже сверстан и в него не заложили расходы на финансирование аппарата уполномоченного по правам человека. Ему предложили вместе с депутатами разработать смету и утвердить ее постановлением для последующего включения в бюджет. Это было сделано 17 марта. В смету было заложено 800 тысяч рублей на оборудование и 72 тысячи рублей ежемесячно на зарплату восьми сотрудникам. Но деньги из бюджета не поступали, и только недавно, когда Маршан уже принял решение уйти, были выделены средства из Резервного фонда президента.
Дмитрий Маршан сделал следующее заявление: «Данный впервые созданный независимый государственный правозащитный институт должен и обязан быть нейтральным по отношению ко всем политическим партиям и движениям в Республике Абхазия. Учитывая, что я не согласен с политикой, которую проводит руководство нашей страны в целом, которая затрагивает все сферы жизнедеятельности наших граждан, не могу оставаться нейтральным по отношению к этим процессам. Для того чтобы не политизировать данный правозащитный институт, который я возглавляю, считаю справедливым освободить меня от занимаемой должности».
Депутаты заслушали речь Уполномоченного по правам человека и приступили к тайному голосованию. Прошение Маршана удовлетворили. Зураба Агумаа избрали судьей арбитражного суда, Екатерину Онищенко избрали судьей Верховного суда, а Гиви Габния на должность судьи Конституционного суда не утвердили.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия