Глава МИД самопровозглашенной республики Южная Осетия Дмитрий Медоев на протяжении последних нескольких дней, по его собственным словам, налаживает контакты с итальянским политическим истеблишментом и бизнес-кругами. В Тбилиси на деятельность главного югоосетинского дипломата на Апеннинском полуострове закрывают глаза.
Цхинвали намерен расширять международные контакты – глава югоосетинского МИДа Дмитрий Медоев гостит на Апеннинском полуострове. В Италию представитель де-факто властей, по его собственным словам, приехал по приглашению президента Торгово-промышленной палаты итальянской провинции Пезаро-э-Урбино Альберто Друди. Но на этом Дмитрий Медоев останавливаться не собирается:
«Мы планируем расширять географию наших контактов. Это касается европейских стран, государств Центральной Азии, Латинской Америки и, конечно же, стран СНГ, с которыми мы имеем опыт совместного проживания в Российской империи и в Советском Союзе, и где имеются осетинские диаспоры».
С Италией же югоосетинский министр намерен развивать экономическое сотрудничество. По словам Медоева, перспективными областями могли бы стать виноградарство и виноделие, производство сыров, обработка мяса, разлив минеральный воды. Он указал, что Южная Осетия открыта для сотрудничества по самым разным направлениям и в перспективе будет рада принять у себя итальянских предпринимателей.
В 90-е годы прошлого века Южную Осетию уже посещала делегация итальянских профсоюзов. И Медоев надеется возродить интерес европейцев к самопровозглашенной республике. В этом главный югоосетинский дипломат надеется на «хорошие личные отношения с некоторыми итальянскими политиками и общественными деятелями».
Среди последних – Джульетто Кьеза, журналист и бывший депутат Европарламента, которому Медоев привез дипломатический паспорт как представителю Цхинвали в европейских структурах. Впрочем, усилия Кьеза в направлении признания со стороны членов ЕС суверенитета Южной Осетии успешными назвать сложно. Инициативу организовать выступление в Европарламенте де-факто президента или главы МИД самопровозглашенной республики евродепутаты не поддержали.
При этом визит Медоева в Италию у официального Тбилиси особой тревоги не вызывает. Замминистра иностранных дел Грузии Вахтанг Махароблишвили призывает считать поездку представителя Цхинвали в Италию «визитом частного лица»:
«Италия твердо поддерживает территориальную целостность и суверенитет нашей страны и политику непризнания оккупированных территорий Грузии. Властями Италии по этому поводу сделан ряд официальных заявлений. Поддержка политики непризнания с их стороны очевидна как в двустороннем, так и в многостороннем формате. Что касается пребывания в Италии представителя цхинвальского оккупационного режима, т.н. министра иностранных дел, этот факт следует рассматривать как личный визит частного лица, у которого нет никакой легитимации. Как частному лицу, никто не может запретить ему въезд, но официальная позиция итальянских властей ясная и всем известная».
Политолог Георгий Гобронидзе считает такую позицию грузинских властей неоправданной. Несмотря на то что правительство Италии, действительно, не будет идти на контакт с представителями самопровозглашенных республик, игнорировать такие визиты как минимум неправильно, уверен эксперт:
«Нашему правительству необходимо работать над тем, чтобы ни один человек, позиционирующий себя как представитель югоосетинской или абхазской республик, не мог свободно передвигаться по территории Европейского союза или тех стран, которые поддерживают территориальную целостность Грузии. Потому что пусть сегодня это визит частного лица, но он создает информационный резонанс, который заставляет людей привыкать к той мысли, что эти люди могут свободно передвигаться, свободно осуществлять свою политическую повестку дня».
По словам Гобронидзе, Италия – одно из излюбленных мест вояжеров из самопровозглашенных республик, они даже открыли там свои представительства:
«Они арендуют какую-то частную квартиру или дом, создают организации, которые называют «представительство Абхазии», «представительство Южной Осетии». Я думаю, что таким путем они просто пытаются позиционировать себя как представителей настоящих независимых государств и, по крайне мере, для своей внутренней аудитории создать иллюзию того, что они продвигают независимость этих так называемых государств».
Политолог считает, что, во избежание продолжения таких спекуляций со стороны Сухуми и Цхинвали, грузинские дипломаты должны работать над созданием и последующей передачей европейским государствам неких «черных списков», куда бы вошли представители де-факто властей Южной Осетии и Абхазии. Для этого, уверен Гобронидзе, у Тбилиси есть все возможности. Единственной причиной, по которой это до сих пор не сделано, по мнению политолога, может быть то, что грузинские власти не хотят нагнетать обстановку в свете существующих проблем на административных границах с Абхазией и Южной Осетией.
Но это, уверен Гобронидзе, заведомо проигрышная стратегия, так как Москва и подконтрольные ей Сухуми и Цхинвали продолжают «гнуть свою линию» вне зависимости от жесткости или мягкости политики официального Тбилиси.