Торжества по случаю столетия восстановления патриаршества в России 4 декабря пройдут при участии предстоятеля Грузинской православной церкви. Илия Второй принял приглашение патриарха Кирилла. Передал его лично митрополит Илларион – председатель Отдела внешних церковных связей РПЦ. Однодневный визит высокопоставленного представителя Московского патриархата вызвал в Тбилиси много толков – стороны обсуждали чувствительный вопрос церковного раскола на территории Абхазии.
Митрополит Илларион, председатель Отдела внешних церковных связей РПЦ, побывал с кратким визитом в Тбилиси. Официально он приехал передать грузинскому патриарху Илие Второму приглашение от главы Русской православной церкви посетить торжественные мероприятия в Москве. Но передача приглашений, пусть и высокого уровня, все же не совсем то, чем обычно занимается один из самых влиятельных священнослужителей в России, по сути, глава МИД РПЦ, считают наблюдатели. И митрополит Илларион сомнения по этой части оправдал.
По окончании полагающихся по такому случаю обменов любезностями стороны перешли к менее приятным вопросам, в частности, обсудили «церковный раскол» в Абхазии с захватом в 2011 году Новоафонского монастыря представителями так называемой Священной митрополии Абхазии под руководством Дорофея Дбара. Последний добивается создания на территории самопровозглашенной республики автокефальной церкви и апеллирует к Вселенскому патриарху Варфоломею. Вторая религиозная структура, называющая себя Абхазской православной церковью, под руководством священника Виссариона Апплиаа склонна присоединиться к Московскому патриархату. Представитель оного митрополит Илларион поделился с Илией Вторым новостями и предложениями:
«В Абхазии нет ничего нового, та группа, которая захватила Новоафонский монастырь и провозгласила себя чуть ли не автокефальной церковью, по-прежнему сохраняет позиции. Мы должны думать, как урегулировать ситуацию. На вашей последней встрече со святейшим патриархом Кириллом было принято решение о том, что для рассмотрения существующей в Абхазии ситуации создали бы рабочую группу. Мы готовы приступить к работе, потому что там очень много проблем, которые нужно решить. Как вы думаете, сколько человек должно входить в эту группу? Наверное, двоих-троих будет достаточно. Мы ждем вашего ответа».
Илия Второй, со своей стороны, выступил за ускорение процесса по урегулированию «церковного раскола» в Абхазии:
«Мне рассказывали, что между этой группой – Виссарионом Апплиаа и другими произошел раскол. Именно поэтому мы должны поспешить и урегулировать ситуацию. Представитель Абхазии приехал сюда и сказал мне об этом расколе. Он сказал, что мог подготовить там мой дом. У меня есть дом в Абхазии, я купил его, когда жил там, по улице Ниношвили №13. Сейчас там кто-то проживает. Как вы думаете, сколько человек должны входить в рабочую группу? Думаю, большая группа не нужна. Наверное, три человека с каждой стороны. Мы подумаем и дадим ответ».
Кто именно является этим «представителем Абхазии», Илия Второй не уточнил.
К слову, Русская православная церковь, несмотря на позицию официальной Москвы, признает юрисдикцию Грузинской православной церкви на всей территории страны, включая Абхазию и Южную Осетию. И предложение митрополита Иллариона создать совместную группу по урегулированию «абхазского вопроса» у грузинского экспертного сообщества вызвало противоречивые чувства. Часть идею диалога двух церквей поддерживает. В частности, теолог Леван Абашидзе считает это необходимым:
«Русская православная церковь не признает ни абхазскую, ни югоосетинскую так называемые церкви. Она признает юрисдикцию Грузинской православной церкви на всей территории страны, и мы должны это использовать. Грузинская церковь не имеет права игнорировать эту ситуацию. Это христианский долг перед абхазскими прихожанами. Так что встречи должны быть. Но встречи, конечно, не означают, что будет какое-то решение, приемлемое для обеих сторон. Но, по моему мнению, диалог необходим».
Его коллега Ладо Нарсия менее склонен доверять Русской православной церкви:
«Мы не можем в этом контексте говорить об урегулировании проблемы. История не помнит ни одного случая урегулирования с участием России. Россия играет исключительно по своим правилам и преследует только свои интересы, не важно, в какой сфере – в политических отношениях или церковных. Нельзя общаться с ними по этим вопросам на двусторонней основе. В этом случае обязательно должны быть подключены другие церкви».
В грузинской патриархии подключение других церквей к обсуждению абхазского вопроса не исключают. В том числе Константинопольской. Но это, как заявили в пресс-службе ГПЦ, вопрос будущих переговоров.