Президент Южной Осетии Анатолий Бибилов накануне нанес неожиданный визит в Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Цхинвале, где встретился с Советом Аланской епархии и прихожанами. Он обсудил с ними идею вхождения епархии в лоно Русской православной церкви, отметив, что уже обсуждал этот вопрос с российским патриархом. Визит президента смутил многих церковников и прихожан.
Встреча проходила на территории Храма Рождества Пресвятой Богородицы в Цхинвале, куда глава государства приехал накануне поздно вечером. Журналистов на столь интимно-важную беседу не позвали, ее не освещали югоосетинские СМИ. Сегодня с «Эхом Кавказа» согласились пообщаться сразу два участника этой встречи, предварительно попросив вести диалог не под запись. Мотивировали они это тем, что надеются на появление согласованного с Советом официального пресс-релиза епархии. Тем не менее оба мои собеседника постарались описать детали и хронологию событий, которые вызвали их озабоченность.
После начала грузино-осетинского конфликта в начале 90-х годов ХХ века Южная Осетия перестала окормляться священнослужителями из Грузии. Поэтому до начала 2000-х годов югоосетинская церковь находилась в составе Русской зарубежной церкви. Однако после того, как РЗЦ присоединилась к РПЦ, которая признает Южную Осетию канонической территорией Грузии, осетинская церковь была выведена из ее состава и попросила помощи у Греческого синода противостоящих. Сама Аланская епархия была создана в 2003 году, большую роль в ее становлении сыграла именно греческая церковь, священнослужители и епископы которой, по словам членов Совета, всегда оказывали ей посильную помощь. Первым епископом стал Георгий Пухаты, он же епископ Георгий. После него епископом Аланским стал владыка Амвросий.
Как рассказывают мои собеседники, в этом году Амвросий приехал в республику на празднование большого православного праздника 21 сентября. 23 сентября он и настоятель храма отец Иаков провели совместную пресс-конференцию, на которой было объявлено, что Аланская епархия станет самоуправляемой и получит самостоятельность. Иаков Хетагуров сообщил и о том, что в этой связи начнется процесс перерегистрации церкви и изменение ее устава.
Через пару дней после пресс-конференции отец Иаков был вызван к главе государства, который сообщил ему радостную весть: РПЦ (РЗЦ) готова принять Аланскую епархию в свой состав. Об этом якобы шла речь во время встречи президента с патриархом Кириллом. Иаков Хетагуров ответил, что не принимает такие решения единолично и спросил, на каких условиях РПЦ готова это сделать. Анатолий Бибилов не был готов ответить на этот вопрос. Посоветовавшись и получив благословение владыки Амвросия, Аланская епархия направила в канцелярию РЗЦ письмо с просьбой разъяснить позицию церкви. Ответа, по словам моих собеседников, они до сих пор не получили.
Несмотря на то что в сентябре Анатолий Бибилов не пожелал встретиться с владыкой Амвросием, он неожиданно вызвал его сейчас, чтобы убедить повлиять на священнослужителей епархии и склонить их на свою сторону. Амвросий также порекомендовал президенту встретиться с Советом, потому что решение принимает не он.
Разговор с Анатолием Бибиловым, как говорят мои собеседники, был тяжелым, «многих вопросов, связанных с верой, он не понимает, было понятно, что все это воспринимается им исключительно с точки зрения политики». Аргументы президента были также непонятны людям. Например, когда Бибилов спросил: почему южные осетины должны быть разделенными с северными братьями, и в свете интеграционных процессов он рекомендует войти в состав РПЦ, один из прихожан ответил, что проблем в общении между священнослужителями Севера и Юга Осетии нет. Мало того, он учится в Московской духовной семинарии и часто бывает в храмах Северной Осетии.
Бибилов подчеркнул, что пришел в храм не как президент, а просто как «Анатолий Бибилов, который пришел высказать свое мнение». Во время разговора затронули и принцип отделения церкви от государства, прописанный в Конституции РЮО. Глава государства ответил, что готов нарушить основной закон, если это пойдет на пользу народу.
Участники встречи делились с «Эхом Кавказа» и вопросами, которые их смутили: почему пошла активизация идеи вхождения Аланской епархии в состав РПЦ на фоне визита митрополита Иллариона (председателя Отдела внешних церковных связей РПЦ) в Грузию и его встречи с Илией II? Если Анатолий Бибилов встречался с патриархом Кириллом пару месяцев назад, то почему решил озвучить информацию о «желании» принять Аланскую епархию только сейчас, при этом уточнив, что письмо-прошение должна подать сама епархия? Выражают православные Южной Осетии опасение и в связи с тем, что это может быть провокацией с целью разрушить суверенную Аланскую епархию и что после этого может последовать возвращение в лоно Грузинской православной церкви. Одна из верующих, с которой я общалась сегодня, отметила, что не может понять логики президента: «Ведь они (жители Южной Осетии и священнослужители) столько крови положили за эту суверенность, самостоятельность, зачем это нужно разрушать? Строится храм РПЦ в центре Цхинвала, и все, кто захочет, могут ходить в него».
Звучали и более циничные высказывания: «Анатолию Бибилову, который главным своим политическим лозунгом выбрал интеграцию и вхождение в состав России, нужно в нее хоть как-то войти, например, ценой разрушения Аланской епархии».
Итог разговора с Анатолием Бибиловым мои собеседники подвели так: «Народ ушел возмущенный, расстались, выслушав мнения друг друга».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия