Accessibility links

В Грузии воссоздают КГБ?


Сейчас СГБ руководит экс-начальник охраны основателя «Грузинской мечты» Вахтанг Гомелаури (справа), внешней же разведкой до последнего времени руководил Давид Суджашвили, которого называют кадром экс-премьера Ираклия Гарибашвили
Сейчас СГБ руководит экс-начальник охраны основателя «Грузинской мечты» Вахтанг Гомелаури (справа), внешней же разведкой до последнего времени руководил Давид Суджашвили, которого называют кадром экс-премьера Ираклия Гарибашвили

Служба внешней разведки Грузии вольется в структуру Службы государственной безопасности. Правительственная реформа, объявленная премьер-министром Георгием Квирикашвили, коснулась и системы безопасности страны, причем реакция на решение главы правительства оказалась неоднозначной.

Внешние угрозы неотделимы от внутренних – такой логикой руководствуется глава правительства Грузии. Георгий Квирикашвили, объявивший о структурных изменениях в кабмине, решил объединить два ведомства, занимающихся превенцией угроз государственной безопасности страны, в одно:

«В этой сфере мы уже осуществили важнейшие изменения, и усиление Службы безопасности только приветствуется. Внешняя разведка является частью безопасности страны, и этим изменением происходит логическое замыкание цепи».

Впрочем, по мнению секретаря Совета национальной безопасности при президенте Давида Раквиашвили, с логикой в этом решении не все так однозначно:

В Грузии воссоздают КГБ?
please wait

No media source currently available

0:00 0:03:23 0:00
Скачать

«Все последние годы существовали вопросы по поводу мандата Службы государственной безопасности, дублирующего функции Совета безопасности (при президенте). Сейчас, после этих структурных изменений, стало ясно, что новое ведомство будет ориентировано на оперативное управление кризисами, а не на стратегическое рассмотрение и координацию политики безопасности. Мы считаем, что для того, чтобы Грузия адекватно отвечала существующим вызовам – российской оккупации, гибридной войне, необходимо, чтобы в стране существовал механизм координации на высшем уровне. Что же касается объединения СГБ и ведомства внешней разведки, думаем, что тут есть вопросы, на которые обязательно должны быть даны ответы».

Впрочем, Раквиашвили не уточнил, на какие именно вопросы должны быть даны ответы. Зато с подробной критикой решения объединить СВР и СГБ выступил бывший министр обороны – член правительства времен Михаила Саакашвили. Дмитрий Шашкин обвинил руководство страны в переходе на советскую модель и создании «структуры-монстра»:

«К сожалению, модель, на которую переходит сейчас Грузия, является чисто советской моделью КГБ, которая была точно такой же структурной единицей, какую предложила «Грузинская мечта». В мире существует широкий консенсус, что ведомство, занимающееся внешней разведкой, должно быть выделено из ведомства, которое работает по вопросам внутренней безопасности. К примеру, Центральное разведывательное управление работает не на территории Америки, а в других странах, а Федеральное бюро, наоборот, работает на территории США – таких примеров множество в демократических странах. В одном ведомстве не должна быть сосредоточена громадная власть».

По мнению Шашкина, риск, что эта власть может быть использована не для усиления безопасности, а для ограничения конституционных прав и демократии, резко возрастает.

«Могу предположить, что это делается для конкретной фигуры, видимо, у неформального правителя количество надежных людей не особенно большое. Существует и другой вариант – люди, которые сейчас у власти, привыкли к советской системе, институциям и считают, что институциональное устройство Советского Союза является наилучшим, и делают то же самое – им комфортно работать в той структуре, к которой привыкли», – заявил Дмитрий Шашкин.

Служба государственной безопасности Грузии – сравнительно новое ведомство в правительственной структуре. Она была создана в результате лишения МВД функций контрразведки. Произошло это в августе 2015 года.

На данный момент Службой госбезопасности Грузии руководит Вахтанг Гомелаури, в течение десяти лет бывший начальником личной охраны основателя «Грузинской мечты» Бидзины Иванишвили. Внешней же разведкой до последнего времени руководил Давид Суджашвили, которого называют кадром бывшего премьера Ираклия Гарибашвили. На этот момент указывает эксперт по вопросам безопасности Торнике Шарашенидзе:

«Понятно, кто был прямым руководителем начальника внешней разведки – бывший премьер-министр Гарибашвили, и, возможно, все это было нужно для того, чтобы избавиться от людей Гарибашвили. Но если это так, то проще было просто его уволить, а не объединять два совершенно разных механизма».

Эксперт тоже проводит параллели с Комитетом государственной безопасности «почившего в бозе» СССР:

«Как правило, внешняя разведка функционирует отдельно, но, наверное, возможности нашей разведки настолько незначительны, что правительство считает, что, мол, пусть лучше будет в структуре Службы госбезопасности. Но такой симбиоз – внешняя разведка, контрразведка и внутренняя безопасность – был в КГБ. Хотите или нет, но это объединение порождает прочные ассоциации с КГБ».

В руководстве Грузии на критику в связи с решением объединить Службу внешней разведки со Службой государственной безопасности пока никак не отреагировали.

XS
SM
MD
LG