Вчера появилась информация о том, что председатель Сбербанка Абхазии отстранен от занимаемой должности. Назначена временная администрация, которая будет заниматься всеми вопросами функционирования Сбербанка. Председатель Национального банка Абхазии Беслан Барателия прояснил ситуацию и прокомментировал свое решение.
Елена Заводская: Если можно, Беслан, проинформируйте, пожалуйста, о том, какое решение было принято в отношении Сбербанка Республики Абхазия и его руководителя Тимура Бганба?
Беслан Барателия: В целях повышения финансовой устойчивости кредитной организации, защиты сбережений граждан и для ускорения работы по реализации программы финансового оздоровления Сбербанка Банк Абхазии издал приказ за номером 333 о назначении временной администрации по управлению Сберегательным банком Республики Абхазия. Руководителем временной администрации назначен Салия Давид Важевич, главный юрисконсульт экономико-правового департамента Банка Абхазии. Полномочия единоличного исполнительного органа Сбербанка Абхазии Бганба Тимура Сергеевича с 13 ноября этого года ограничены на месяц, а с 13 декабря будут полностью приостановлены. Далее руководить Сберегательным банком Абхазии вплоть до 13 мая 2018 года будет временная администрация, которая утверждена Банком Абхазии.
Е.З.: Если можно, немного раскройте скобки: какая ситуация сейчас в Сбербанке и с какого рода трудностями столкнется временная администрация, которую вы назначаете?
Б.Б.: Последние годы Сберегательный банк постоянно находится в зоне убытка. Это приводит к тому, что он сталкивается со сложностями при выплате пенсий, при осуществлении переводов между клиентами. Естественно, когда стоит вопрос о том, что закрывается очередной финансовый год, а Сберегательный банк все также находится в зоне убытка, и за все эти годы он не имеет прибыли, а накопил убыток размером более полмиллиарда рублей, так оставлять ситуацию и развиваться банку самостоятельно невозможно. Ненормально, когда, имея такой колоссальный потенциал, на выходе получаются такие серьезные убытки. Банком Абхазии разработан комплекс мер по выводу Сбербанка из этой ситуации. И я уверен, что уже в следующем году впервые за многие годы он покажет прибыль.
Е.З.: Скажите, пожалуйста, почему ситуация сложилась так, что накопился такой огромный убыток?
Б.Б.: Хочу, чтобы вы понимали, что проблемы, с которыми сталкивается сегодня Сбербанк и которые придется решать Национальному банку Абхазии, – это проблемы, которые развивались десятилетиями. И, как вы понимаете, они связаны с некачественным кредитным портфелем Сберегательного банка. Это единственный банк Абхазии, у которого такой большой проблемный портфель по кредитам. Мы будем принимать меры по взысканию задолженности, будем работать с судами, будем распоряжаться имуществом кредитной организации. Те залоги, которые уже отобраны у заемщиков, находящиеся на балансе Сбербанка, нужно реализовывать и реанимировать. Все эти мероприятия предусмотрены в плане финансового оздоровления.
Е.З.: С самого начала, когда вы пришли и возглавили работу Нацбанка, вы говорили, что Сбербанк – весьма проблемный. За все эти годы ничего сделать так и не удалось? И какая надежда на то, что новое руководство что-то изменит?
Б.Б.: Буквально два года назад, когда я давал вам интервью, я говорил, что в нашей банковской системе восемь банков, из которых три прибыльных, а пять убыточных. В прошлом году у нас шесть банков стали прибыльными. Банк Абхазии проводил массу мероприятий для того, чтобы сохранить наши банки. Единственный банк, с которым у нас пока ничего не получилось, – это «Гагра-банк», все остальные закрыли прошлый год с положительными результатами. Я считаю, это большое достижение. Сбербанк – это колоссальная машина на фоне других банков. Он имеет большой объем проблем, и сейчас это – единственный банк, за который мы плотно взялись. И даже Сбербанк Абхазии по итогам десяти месяцев прошлого года получил убытки в размере 63 млн рублей, а по итогам десяти месяцев этого года его убытки составили 18 млн рублей. Нам все-таки удается снизить убыток, но это все равно не результат.
Е.З.: Скажите, пожалуйста, какую ответственность по закону должен нести Тимур Бганба, который на протяжении очень многих лет (около двадцати) руководил работой Сбербанка, который был убыточным и управлялся не эффективно?
Б.Б.: Об этом пока говорить рано, у нас только вчера первый день начала работать временная администрация. Через полгода работы ею будет представлен отчет, в котором будут отражены все мероприятия, все операции, которые проводил Сбербанк. И там будет понятно, были ли операции, которые наносили ущерб Сбербанку. Если такие факты имели место, этим должны заняться правоохранительные органы, если нет, то нет. Но я думаю, что мы об этом будем говорить только через полгода.
Е.З.: Как сегодня на эту ситуацию реагировать вкладчикам Сбербанка? Что означает данная ситуация для них? Они могут доверять Сбербанку?
Б.Б.: Сбербанк – это государственный банк. Он не может быть подвергнут процедуре банкротства, не может быть закрыт. За него несет ответственность государство. Вкладчики должны радоваться, что за Сбербанк взялись, что он станет более надежным. Паниковать не стоит, наоборот, надо спокойно отнестись к тому, что проводится реформа, направленная на повышение его эффективности.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия