Громкое решение мэра Тбилиси: Каха Каладзе сегодня упразднил 20 структур столичной мэрии. Особый интерес общества вызвало упразднение так называемого зонального совета. Орган, выдающий разрешения на строительство, обрел скандальную славу из-за пренебрежительного отношения к историческим и рекреационным зонам, легко меняя их статусы в угоду интересам частных коммерческих компаний.
Один совет и 19 комиссий попали под метлу нового мэра Тбилиси Кахи Каладзе. Сегодня он сообщил, что для большей эффективности в работе упраздняет комиссии, созданные его предшественником Давидом Нармания, а также совет по вопросам использования и застройки тбилисских территорий. Последний, больше известный как зональный совет, выдает разрешения на строительство.
«С этой инициативой мы сегодня же обратимся к соответствующим органам, к сакребуло. Функции зонального совета соответствующие структуры мэрии будут выполнять под моим личным контролем», – заявил Каха Каладзе.
Упразднение комиссий, в числе которых была и комиссия по определению общественных мест для выгуливания домашних животных, у общественности особого интереса не вызвало. Они не финансировались из бюджета, на них шли дополнительные деньги, о них мало кто знал, да и зачем они вообще были нужны, известно только их создателю, бывшему мэру столицы Давиду Нармания.
Чего не скажешь про зональный совет. Орган, существующий при архитектурной комиссии мэрии, был решающим звеном в процессе выдачи разрешений для строительств. А приглашенные для участия в нем эксперты с легкостью меняли статус архитектурных и рекреационных зон Тбилиси, а также коэффициенты, определяющие высоту будущего здания, в том числе и в исторической части Тбилиси.
В сакребуло, где должны утвердить инициативу мэра Тбилиси, представители правящей силы «Грузинская мечта» назвали инициативу соратника началом выполнения предвыборных обещаний. Оппозиционеры выступили за реорганизацию совета, но не за отмену. Говорит депутат от «Нацдвижения» Леван Хабеишвили:
«Это тот совет, который изменил статус горы Табори по поручению Бидзины Иванишвили. Этот совет изменил коэффициент и дал возможность компании Каладзе вместо невысокого построить высотный дом. Этот совет исполнял конкретные партийные задания Бидзины Иванишвили и высокопоставленных лиц «Грузинской мечты». Конечно, в таком виде совет не должен был существовать. В него должны были войти специалисты, вызывающие в обществе доверие. А сегодняшним решением Каладзе нам сказал, что все решения будет принимать он».
Самое последнее решение зонального совета, вызвавшее бурю негодования у общественности, приходится на октябрь. Тогда с его подачи сакребуло удовлетворило ходатайство мэрии Тбилиси об изменении статуса земельных участков для компании «Табори Ризортс», аффилированной с основателем «Грузинской мечты» миллиардером Бидзиной Иванишвили. В результате компании досталось около семи тысяч квадратных метров в центре Тбилиси – у сквера Пушкина и у территории Ботанического сада, на склоне горы Табори в районе Сололаки, вблизи резиденции Иванишвили.
Зональный совет стал инструментом, «благодаря» которому изуродован облик Тбилиси, в один голос говорят специалисты и защитники исторического облика столицы Грузии. Председатель НПО «Тбилисис Амкари» Цира Элисашвили не умаляет роли сегодняшнего решения Каладзе, но:
«В тех условиях, в которых приблизительно 15-20 лет идет застройка Тбилиси, и с учетом той реальной картины, которая у нас уже есть и которую, к сожалению, мы никак не изменим, сегодняшнее решение запоздало. Но если рассматривать все это как одно из первых политических решений нового мэра, то этот шаг рассчитан очень профессионально, и сделать его не хватало смелости предыдущим мэрам».
Но без изменения существующих правил, продолжает Цира Элисашвили, столицу невозможно будет защитить от вредоносных решений. Этого мнения придерживается и старший аналитик грузинского филиала Transparency International Лаша Сенашвили, один из авторов исследования «О несовместимости интересов и рисков коррупции в зональном совете»:
«Нет никакого ограничивающего механизма, который предотвратил бы конфликт интересов и риски коррупции. В мэрии остаются структуры, ответственные за изменения зональных статусов. Остается упрощенное правило, к примеру, изменения статуса рекреационной зоны для строительства там жилого корпуса. Если не будут изменены существующие правила, не будет изменен подход мэрии к проблеме в целом, упразднение того или иного совета дела не исправит».
А в этом направлении, по словам Лаши Сенашвили, власти не спешат принимать решения.