Проблемы приватизации, которые не решались более двадцати лет, были сегодня в центре внимания участников пресс-конференции, которая прошла в Сухуме. На ней депутат абхазского парламента Астамур Логуа и референт парламента по экономической политике и реформам Элана Джопуа рассказали о поправках в законы, необходимых для урегулирования ситуации.
Приватизация объектов госсобственности идет в Абхазии уже более двадцати лет. И регулярно возникают вопросы о том, что дает она стране и ее гражданам. В обществе приватизацию оценивают по большей части в негативном ключе: говорят о коррумпированности чиновников, распродаже госсобственности, передаче объектов в собственность за бесценок по непрозрачным и серым схемам.
Государственный комитет по управлению государственным имуществом и приватизации осуществляет передачу госсобственности частным фирмам и потенциальным инвесторам, которые заявляют о готовности вложить средства в приватизируемые объекты. С ними заключаются соответствующие договора, которые закрепляют обязательства соискателей. Парламент принимает решение и закрепляет госсобственность за фирмами или частными лицами. В большинстве случаев на этом все и заканчивается. Объекты стоят годами и иногда десятилетиями, никак не используются, налоги в бюджет не поступают, «инвесторы» забывают о своих обязательствах, и эффект от такой приватизации оказывается весьма сомнительным.
Есть и другая проблема: она состоит в том, что почти во всех случаях объекты продаются по заниженным ценам либо передаются в собственность безвозмездно.
Депутат парламента Астамур Логуа взялся за эту сложную и скрытую от любопытных глаз тему. По поводу приватизации и оценочной деятельности он высказался так:
«Она (приватизация) должна быть честной, справедливой и абсолютно точно рыночной. Не могут объекты, рыночная стоимость которых 10 млн рублей, продаваться за 1 млн рублей. Вот мы против этого. По поводу ценовой политики: оценкой занимаются оценочные компании, все они сегодня в Абхазии частные. Хотя мне кажется, что оценкой стоимости государственного имущества должны заниматься государственные структуры, потому что в нашей жизни часто складывается так, что за принятое решение никто не несет ответственности. Сегодня можно открыть оценочную компанию, оценить какой-нибудь объект неправильно, а завтра компанию закрыть. И никакого спроса ни с кого не будет. А если этим будет заниматься государство, подчеркну, что речь идет о государственной собственности, тогда у населения будет сторона, с которой можно спросить».
Встал вопрос об оценке памятников историко-культурного наследия. Известно, что дом отдыха «Холодная речка», занимающий площадь около трех гектаров, был приватизирован вместе со всем движимым и недвижимым имуществом за 10 млн долларов (при курсе 1:30 на тот момент). Следует заметить, что это не единственный приватизированный объект из категории «памятников».
По поводу оценки памятников историко-культурного наследия референт парламента Элана Джопуа пояснила, что все объекты, независимо от их исторической и культурной ценности, оцениваются по одному общему коэффициенту и никакой градации закон для памятников не предусматривает. По поводу «Холодной речки» Элана Джопуа сказала следующее:
«Дом отдыха «Холодная речка» – это наименование я считаю неправильным. Это спецобъект №18 – «Дача Сталина». Там в 2010 году состоялся акт приема-передачи и был подписан договор купли-продажи. Закон Республики Абхазии о продаже Дома отдыха «Холодная речка» был принят в 2005 году. Сегодня мы не знаем, кто занимался оценкой, но там оценено не только недвижимое имущество, но также и движимое имущество, там немаленький перечень объектов историко-культурного наследия как движимых, так и недвижимых. Статья 31 закона об историко-культурном наследии гласит, что объекты историко-культурного наследия не подлежат приватизации. Я считаю, что эта сделка была незаконной».
«Холодная речка» относится к тем объектам, которые были приватизированы, но никак не используются, налоги и выплаты в бюджет не поступают, задолженность перед бюджетом ежедневно растет.
Представитель Народной партии Юрий Квициния спросил у депутата, как он относится к серым схемам, по которым в Абхазии продается недвижимость? И привел в пример недвижимость, которая переводится в госсобственность и продается за бесценок. По словам Квициния, глава Государственного комитета по управлению государственным имуществом и приватизации Вахтанг Пипия сообщил ему, что по такой схеме в Абхазии было продано около 10 000 квартир.
Астамур Логуа заверил, что отрицательно относится ко всем серым схемам. К описанной схеме он добавил еще одну, когда частные домовладения переводятся в разряд гостевых домов, которые впоследствии можно продать любому человеку или любой фирме.
В Абхазии нет закона, который бы позволял изымать собственность в случаях, когда условия заключенного договора не соблюдаются. Астамур Логуа считает, что в закон о приватизации необходимо вносить поправки и закладывать в него механизм возможной национализации тех объектов, по которым подписанные договоры не исполняются; надо предусмотреть и реквизицию таких объектов. По его мнению, пересматривать надо также ставки и коэффициенты, по которым производится оценка объектов.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия