Торгово-промышленную палату Южной Осетии сотрясают конфликты и неразбериха. В данный момент ее одновременно возглавляют три президента, избранных на трех внеочередных конференциях тремя разными группами. Правда, печать и право подписи документов по-прежнему принадлежат одному человеку.
Торгово-промышленная палата Южной Осетии провела свое учредительное собрание еще в декабре 2002 года. Первым президентом ТПП был избран тогда еще начальник цеха завода «Электровибромашина» Роин Козаев. В сентябре 2010 года торжественно открыли здание Палаты в центре Цхинвала, а статус Торгово-промышленной палаты был обозначен как «негосударственная некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе предприятия и предпринимателей РЮО».
После августа 2008 года и лозунгов о восстановлении экономики Южной Осетии появление общественной организации, которая поможет развивать местное сообщество предпринимателей и взаимодействовать в этих вопросах с органами власти, считалось, действительно, важным.
В последнее время Палату стали раздирать конфликты, о сути которых «Эху Кавказа» согласился рассказать Алан Габарати – бывший представитель ТПП в городе Москве. По его словам, в 2017 году истек срок полномочий президента ТПП Роина Козаева, за это время появилась группа предпринимателей и членов Палаты, которые поставили задачей возвращение ее деятельности в законное русло.
С июня 2017 года бизнесмены, желающие вступить в НКО, приходили в здание ТПП со своими заявлениями, однако из-за постоянного отсутствия руководства Палаты сделать этого так и не смогли. Не помогла им и пересылка заявлений по почте: они возвращались им с пометкой «адресат не принимает ваших писем». 12 июля прошла информация о проведение съезда Палаты, и предприниматели решили действовать напрямую. Однако, по словам Габарати, реакция Роина Козаева на их появление была негативной. Продолжает Алан Габарати: «Говорили, что, мол, все члены ТПП чуть ли не аферисты, занимаются предпринимательской деятельностью нелегально, а там были не только предприниматели, но и члены ассоциаций: Ассоциации винопроизводителей Южной Осетии, Союза предпринимателей, обществ с ограниченной ответственностью самых разных категории. При сотрудниках Министерства юстиции Роин Козаев не допустил предпринимателей на конференцию. На что Министерство юстиции отреагировало справкой о конференции Роина Козаева, что она считается несостоявшейся в силу вот этого спорного момента».
С тех пор, говорит Габарати, члены ТПП, которые не были согласны с позицией Козаева, и бизнесмены, собравшись отдельно, решили провести конференцию в более открытом формате – то есть пригласить всех желающих, в том числе представителей власти, «всех, кто имеет отношение к деятельности Торгово-промышленной палаты, как того требует закон». Внеочередную конференцию после долгих подготовительных мероприятий с уведомлением всех членов НКО и оповещением в СМИ провели в сентябре. Участие в ней, как говорит Габарати, приняла, как и просит закон, одна треть правления и членов ТПП. Все документы, необходимые для перерегистрации НКО, в том числе решение об избрании нового президента в лице Алана Габарати, были отправлены в Министерство юстиции. Отколовшаяся группа ждет признания конференции ТПП действительной и разрешения Минюста о внесении изменений в учредительные документы. Инициативную группу возмутил то факт, что Козаев был автоматически восстановлен в правах, несмотря на упущенные сроки, была восстановлена и старая печать ТПП, которая находится сейчас у него. Соответственно, по непонятным тарифам и схемам выдавать «сертификаты соответствия» предпринимателям на вывоз товаров из Южной Осетии.
Недавно Роин Козаев был назначен еще и заместителем министра экономического развития республики. Однако, по словам Габарати, он продолжает заниматься противозаконной деятельностью.
Пока эта группа инициаторов ждет ответа Минюста, неожиданно выяснилось, что еще одна часть членов Палаты провела 22 ноября уже свою внеочередную конференцию и избрала третьего по счету президента Торгово-промышленной палаты – Альберта Валиева.
Нет ясности и с бухгалтерией ТПП, которая должна вести учет поступающих от выдачи сертификатов средств. Но часть членов ТПП и предпринимателей во главе с Габарати надеются, что государство в лице Министерства юстиции решится после проверок дать им право навести в НКО порядок.
Начальник управления по внутренней политике при президенте Южной Осетии Мурат Ванеев поделился с «Эхом Кавказа»: «государственные власти изучают эту проблему, но на это потребуется время». Продолжает Мурат Ванеев:
«Длительное время документация в ТПП велась, скажем так, недостаточно правильно: не все учитывалось, не составлялись все протоколы, поэтому сложно сказать, кто действительно является членом ТПП, как они ими становились, что с уплатой членских взносов и так далее. И в этом заключается основная проблема – мы не можем сказать, кто достоверно является членом ТПП, а легитимность всех проведенных собраний вызывает сомнения. Это общественная организация, и по большому счету можно было бы сказать: разбирайтесь сами, идите в суд и так далее. Но наша заинтересованность заключается в том, что ТПП – специфическая организация, которой государство передает и может передавать часть своих функций. В том числе, по выдаче документов, о которых вы говорите (сертификаты). Поэтому мы кровно заинтересованы в том, чтобы ТПП в ближайшее время вышла на правовую основу своей деятельности. И поэтому мы немного больше времени и внимания уделяем именно ТПП с целью нормализации там ситуации».
И это не станет сугубо государственным решением, добавил Ванеев, к процессу изучения проблемы будут привлекаться все заинтересованные лица.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия