Третьи сутки Южная Осетия находится в энергетической и транспортирной блокаде. Обильные снегопады в горах стали причиной обрыва электросетей в Дзомагском ущелье республики, а угроза схода снежных лавин не позволяет спасателям расчистить Транскам.
В Южной Осетии чрезвычайная ситуация: республика третьи сутки остается без электричества. Экстренным службам не удается устранить аварию на линии электропередач в районе Дзомагского ущелья. Сегодня премьер-министр Эрик Пухаев потребовал обеспечить бесперебойное функционирование стратегически важных объектов: «лечебные и образовательные учреждения, интернат и Дом престарелых», – подчеркнул Эрик Пухаев.
Работы по устранению аварии на высоковольтной линии электропередач идут уже третьи сутки – подача электричества прервалась в субботу днем. Вся электроэнергия поступает в республику из России через Северную Осетию по 110 КВт линии электропередач «Замарамаг – Северный портал – Дзау». Помощь энергетикам в ликвидации последствий аварии МЧС оказывает.
Говорит министр МЧС Южной Осетии Алан Тадтаев:
«Выпал мокрый снег, произошло обледенение проводов, и произошли обрывы проводов. Уже несколько таких обрывов найдены и устранены силами ГУП «Энергоресурс». Я попросил российских коллег о помощи – обследовать вертолетом высокогорные участки ЛЭП. Они готовы, но все упирается в погодные условия. В горах сильная облачность и ничего не видно. Снег такой консистенции, что на снегоходах невозможно подъехать. Поэтому сотрудники экстренных служб продвигаются на эти участки пешком».
Директор ИА «Рес» Юрий Вазагов сообщил, что к вечеру удалось обнаружить участок обрыва ЛЭП:
«По информации на 16.00 часов дня с места событий от поисковой группы – там в основном энергетики задействованы, МВД им предоставило оператора с квадрокоптером, с помощью которого удалось обнаружить место обрыва. МЧС тоже оказывает содействие. Место обрыва они обнаружили. Это в Дзомагском ущелье в четырех километрах от основной трассы. Они приступят к ликвидации последствий аварии. Планируют завершить работы, предположительно, завтра».
Стихия повредила и Дзомагский водозабор – из-за обильного мокрого снега и дождя он загрязнился, и городские власти приняли решение его перекрыть. Воды, поступающей по магистрали Едис-Цхинвал, не хватает на весь город, поэтому в некоторых районах ощущается ее нехватка.
Жительница Цхинвала Инара Габараева говорит, что цхинвальцы жалуются на частичные перебои с питьевой водой, но «массового прекращения подачи воды нет».
«В субботу в час дня у меня уже света не было дома. Всю информацию я узнаю из интернета. Читала, что для поиска обрыва ЛЭП использовали квадрокоптер, министр Наниев дал поручение. Телефоны подключаем на работе, там у нас стоит движок».
Жители республики вспоминают послевоенные 90-е годы и запасаются фонариками и парафиновыми свечами, говорит Инара Габараева:
«Продуктов питания в магазинах хватает, перебоев с поставками хлеба нет вообще. Мы к таким проблемам привыкли, вспомнили былые времена, жалко детей, конечно. Дома мы освещаем фонариками, свечами. Отапливаем газом, газовые конфорки я включила и купила фонари и свечи».
Мокрый снегопад в ущельях Главного кавказского хребта не только обесточил республику, но и парализовал автотранспортное движение по единственной дорожной артерии, связывающей Южную Осетию с Россией, – Транскамом. Работы по расчистке от снега Транскавказской автомагистрали ведутся и со стороны Северной Осетии, но продолжающийся снегопад в Южной Осетии не позволил освободить Транскам из снежного плена.
Высота снежного покрова составляет более метра, и это спровоцировало сход лавин на склонах. Сложные погодные условия не позволяют обстрелять лавинные очаги, но частично расчистить дорожное полотно уже удалось.
Говорит министр МЧС Южной Осетии Алан Тадтаев:
«На Транскаме пробили одну колею – «пионерку». Природа позволила нам это сделать. Дальше продолжаются работы, но все зависит от погоды. Из-за обильного снегопада не могут проводить работу, поскольку очагов спуска лавин не видно, когда снегопад. Немного должно небо проясниться, чтобы специалисты приступили к дальнейшим действиям. А рисковать жизнями людей мы не имеем права. Пока эти риски не сведутся к минимуму, мы, видимо, эту дорогу и не откроем. Все коммунальные службы, что на юге, что на севере Осетии, работают в штатном режиме».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия