Accessibility links

Производственные камикадзе


ПРАГА---Проблема охраны труда в Грузии по-настоящему серьезна. Практически каждый месяц гибнут люди из-за тяжелейших условий работы и отсутствия социальных гарантий. Протестная акция под слоганом «Смерти людей должны завершиться» прошла вчера у здания парламента в центре Тбилиси. Мы говорим с ее организатором Лашей Месхи.

- Лаша, почему эта акция была устроена именно сегодня, – вы так решили подытожить год?

Лаша Месхи: Потому что последняя неделя была очень трудной, мы потеряли двух работников в Кутаиси, двое еще пострадали в Батуми. После случившегося, на второй день, в ту же фирму пришел эксперт, который тоже упал с этого здания. Еще в Тбилиси был очень трагический случай, когда пострадали двое рабочих и день спустя в Ахалцихском районе рабочий покончил жизнь самоубийством, потому что он месяцами ждал своих денег, и компания не выдавала ему зарплату. Ситуация в Грузии очень плохая, у государства с бизнесом реально существует такая коабитация, и граждане Грузии – работники, шахтеры и т.д. – погибают почти каждый месяц, и это проблема. Но парламент, несмотря на эту трагичную реальность, прослушал новый законопроект о безопасности труда. Сегодня у нас такая ситуация, поэтому мы и решили провести акцию около парламента, тем самым еще раз напомнить, чтобы наш голос был слышен парламентариям, что эти рабочие и шахтеры, и все, кто сегодня работает в очень плохих условиях, не одни, и гражданское общество всегда будет с ними.

Производственные камикадзе
please wait

No media source currently available

0:00 0:08:39 0:00
Скачать

- Скажите, а по какой причине постоянно откладывается рассмотрение и подписание закона «О безопасности труда», вроде бы это должно быть выгодно каждой стороне?

Лаша Месхи: Грузинская экономическая политика очень плохая. Это началось во времена (Михаила) Саакашвили, новое правительство ничего не сделало, и эта политика еще продолжается. Это политика бизнеса – бизнес-диктатура. Реально такие работники – шахтеры и те, кто сегодня работает в тяжелых условиях, на их плечах. Проблема в том, что государство и бизнес очень хорошо дружат друг с другом, а обычные граждане – в одиночестве.

- Но гражданский сектор, неправительственные организации же могут оказать какое-то давление?

Лаша Месхи: Да, конечно, мы – и профсоюзы, и гражданское общество, и неправительственный сектор – уже почти 10 лет боремся за права работников, но ничего не вышло. Парламент начал работать над новым законом «О безопасности труда», но мы узнали на прошлой неделе, что пока не хотят работать над этим законопроектом.

- Изменения начали вносить в Трудовой кодекс еще в 2013 году, и за это время была создана масса законодательных механизмов – Департамент инспектирования труда, механизм посредничества…

Лаша Месхи: Департамент инспектирования труда – бутафория, это не имеет реальной силы, и государство зря тратит деньги, потому что у них нет рычагов воздействия, сил, и реально это не работает. Кстати, безопасность труда – одна из рекомендаций Евросоюза, и мы надеемся, что наступающий новый год будет годом больших изменений и не таким трагичным, как все остальные годы.

- Скажите, а после такого, например, фатального случая работодатель обязан выплатить компенсацию человеку, который покалечен, или родственникам погибшего, или это происходит только через суд, – каков механизм?

Лаша Месхи: Через суд и совесть этого инвестора, но реально это не меняет общей картины, потому что за последние 10 лет практически 500 человек погибли и 800 покалечены. Это очень большая и трагичная статистика для такой маленькой страны, как Грузия. Поэтому мы и организовали акцию, и впредь будем проводить акции и не остановимся, пока эта ситуация и трагичная реальность не изменятся.

- Если я правильно понимаю, то после такого происшествия на рабочем месте возбуждается уголовное дело, идет соответствующее расследование, но не проще ли заняться профилактикой, предотвращением таких вещей?

Лаша Месхи: Ни в одном расследовании никто у них не был признан виновным, кроме погибших. Они всегда выставляют этих работников камикадзе, которые сами себя убивают, – так они пишут в результатах расследований. Поэтому сегодня мы объявили манифест и сказали, что нужно эффективное расследование таких дел и не нужно, чтобы государство говорило, что они сами себя убивают.

- То есть вы можете сказать, что ничего не изменилось к лучшему в сфере охраны труда за последние годы…

Лаша Месхи: К лучшему изменилось то, что раньше у нас вообще не было Кодекса труда, потому что Саакашвили его практически аннулировал, но, когда пришло новое правительство, они чуть-чуть двигаются, но это движение очень неадекватно реальности, потому что каждую неделю у нас есть потери, каждую неделю у нас есть покалеченные, и нам нужно, чтобы очень скоро и быстро государство сделало такие шаги, чтобы остановить эту войну против людей.

XS
SM
MD
LG