Светлый праздник Рождества Христова в Южной Осетии неотрывно связан с трагической датой. 6 января 1991 года началась вооруженная фаза агрессии Грузии против народа Южной Осетии в 1989-1992 гг., пишет ИА «Рес». В тот день руководство Грузии ввело в Цхинвал подразделения милиции, национальной гвардии, переодетых в милицейскую форму грузинских боевиков, а также амнистированных специально для захвата Южной Осетии уголовников – всего около шести тысяч человек.
«Началось вооруженное противостояние прямо на улицах столицы. Грузинские бандформирования были выбиты из Цхинвала, однако, покинув город, грузинские боевики заняли господствующие высоты и в упор расстреливали жилые кварталы из орудий и ракетных установок. Началась экономическая, энергетическая, водная и информационная блокада», – пишет автор агентства Роберт Кулумбегов. Против них боролись всеми методами, пишет Кулумбегов: «Особенно шалили мальчишки, буквально забрасывая милицейские посты кошками. Бедное животное, оказавшись среди овчарок, вызывало у них неописуемую ярость. Еще мгновение, и собака, срываясь с поводка, начинала носиться за котами по улицам Цхинвала».
К концу января стало ясно, что ситуация для грузинских властей безнадежна. Начался поэтапный вывод грузинских подразделений из Цхинвала. К первым числам февраля основная часть грузинской милиции укрепилась у въезда в столицу Южной Осетии в районе городского кладбища.
«Осетинский язык между Сциллой и Харибдой» – так называется статья в газете «Республика», посвященная проблемам осетинского языка. Поводом стал нашумевший циркуляр Министерства образования РСО-Алании с рекомендацией ввести безотметочную систему обучения по осетинскому языку. Это значит, что проверка знаний осетинского языка не предполагает выставления оценок ученикам.
«Но, становясь свидетелем подобных методов, навязываемых из профильных министерств, непроизвольно радуешься, что наша страна имеет возможность самостоятельно регулировать вопросы национального образования», – пишет автор издания.
«К сожалению, мы в РЮО не пользуемся имеющимися возможностями в полной мере. В стране нет ни одной осетинской школы, все средние школы и техникумы, вуз являются де-факто учебными заведениями с русскоязычной формой обучения. Правда, в ЮОГУ этот абсолют разбавлен кафедрой осетинского языка и литературы. Конечно же, и в Южной Осетии, и в Северной Осетии можно волевым решением увеличить количество часов преподавания и осетинского языка, и литературы. Однако язык только тогда станет развиваться полноценно, когда он будет не отдельным предметом в школе и вузе, а будет языком обучения», – пишет «Республика».
Блогер Алан Парастаев обращает внимание на особенность работы официальных сайтов республики в праздничные дни. А именно на то, что в большинстве сообщений фигурирует президент Анатолий Бибилов.
«Такое впечатление, что у всех каникулы, кроме него. Понятно, что он поздравляет, дарит подарки и даже отвечает на сложные вопросы, которые возникают, как правило, в самое неподходящее время, как в эту новогоднюю пору. Но есть же целая армия чиновников вокруг нашего верховного. Они тоже несут ответственность за происходящее – как за позитивное, так и за негативное. Хотелось бы, чтобы они как-то активнее общались с прессой, хочется и их читать и видеть. Пусть их позиция по тому или иному вопросу и совпадает с позицией президента, но в государстве, общество должно и в этом постоянно убеждаться. А то возникает впечатление, что президент за всех сам отрабатывает, в том числе, и на детских елках», – пишет блогер.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия