Недавно один мой друг, живущий за границей и очередной раз посетивший Грузию, был удручен тем, что увидел в Тбилиси рост числа нищих, бомжей, уличных торговцев. Да и общий фон в городе ему показался более унылым и депрессивным.
По правде говоря, вначале меня это несколько удивило: никакой особой нищеты по сравнению с прошлыми годами нет, бомжей и попрошаек – примерно столько же, сколько было всегда, а уличных торговцев – в разы меньше, после того как тбилисская мэрия их разогнала...
Поэтому мне было сложно понять, почему вдруг такой мрачный взгляд? По крайней мере, в общем и целом жизнь в Грузии хоть и не улучшилась, но и не стала настолько хуже, чтобы это было видно невооруженным глазом. А потом я понял. Это не он один. Это общее ощущение у всех, включая тех, кто поддерживает нынешнее правительство и своей жизнью в целом доволен.
Основное и самое гнетущее ощущение в сегодняшней Грузии – это ощущение глухого застоя, отсутствие внятной перспективы. Соответственно, даже нищие на улицах воспринимаются более драматично...
Проблема состоит в том, что после смены власти в 2012 году Грузия окунулась в глубокую стагнацию. Цифры о сказочном экономическом росте, которыми любят радовать общество нынешние власти, в реальной жизни мало кого впечатляют. Как и полагается в таких случаях, все размышляют о том, как выйти из этого глухого и уже надоедающего застоя. Рецепты, как правило, повторяются, но на мой, сугубо личный взгляд они не учитывают главного.
А главное состоит в том, что в тупик зашло не просто правительство – это было бы наименьшей проблемой, в конце концов, правительство всегда можно сменить. Проблема намного глубже. Зашла в тупик ныне действующая модель развития страны.
Как известно, нынешняя модель была внедрена прошлым правительством – и пусть никого не вводит в заблуждение высокопарность этой формулировки. Не надо понимать так, будто речь идет о многотомных программах с кучей цифр и мудреных графиков. На самом деле, модель развития – это просто, как две копейки.
При администрации Саакашвили были сформулированы нехитрые принципы, по которым Грузия живет и до сих пор: создаем хорошие условия для инвесторов, наводим порядок, формируем более или менее эффективную бюрократию и привлекаем иностранный капитал. Второй пункт: берем и используем те возможности, которые есть, – развиваем туризм, транзит и энергетику.
Все очень просто, без заумных программ. Эта модель действует и сейчас. Все, что мы видим от правительства «Мечты», – это действия в ее рамках. Сделать инвестиционный климат еще лучше, привлечь еще больше иностранного капитала, открыть больше новых гостиниц и построить больше новых ГЭС.
В этом нет ничего принципиально нового – это всего лишь повторение того, что было вчера, но под другим соусом. Посмотрите статистику экспорта в начале 2000-х годов: на первом месте ферросплавы, на втором – медные концентраты. Сейчас 2018 год, а данные по экспорту те же самые. Все те же ферросплавы, все те же медные концентраты.
Что такое экономический кризис в Грузии? Это когда спрос в мире падает, экспорт ферросплавов сокращается, в страну поступает меньше долларов, курс валюты снижается. А что такое экономический рост? Экспорт ферросплавов растет, в страну поступает больше долларов, национальная валюта выпрямляется. Вот и вся нехитрая экономика.
Надо сказать, что в 2004-2010 годах эта модель была очень успешной, так как она пришла на смену полному хаосу. Как минимум правительство страны знало, что намерено делать. И это принесло вполне приличные результаты. Однако все когда-то заканчивается. Эта модель себя исчерпала: можно еще раз сократить налоги, сделать инвестиционный климат еще лучше, построить больше отелей и продать больше ферросплавов, – но это уже бесполезно.
Модель, предложенная администрацией Саакашвили, выполнила свою задачу, и теперь нужна другая.
Опять же забудьте о высоколобых, но бесполезных профессорах экономики, которые напишут вам сотни программ, ни одна из которых не будет работать. Не нужна никакая особая программа – на мой взгляд, следующая модель развития – это идти вглубь и ломать очередные барьеры.
Например, ломать глухой и регрессивный сельский образ жизни, который сделал страну безнадежным импортером продовольствия, притом, что половина населения занята именно в этой сфере.
Ломать оставшиеся традиционные стереотипы – перестать кланяться перед крестьянами. Кто-то наконец должен будет им сказать, что они – никакой не хребет страны, а ее главная проблема. Надо прекращать субсидирование, практически вынуждать сельских жителей идти на кооперацию, разгонять торговцев, сокращать число городских рынков. Чтобы не оставить им иного выбора: они либо станут фермерами, либо пускай идут к черту...
Это только кажется локальным вопросом – на самом деле, если учесть, что в сельской местности живет около 40% населения Грузии, – тема вполне себе общенациональная.
Многое еще надо ломать – систему образования, например, которая растит неумех и непрофессионалов. Теперь уже общеизвестно: при высоком уровне безработицы в Грузии еще более высокий уровень дефицита кадров... Люди учатся тому, что не нужно, и не знают того, на что есть спрос... Ножницы, исключающие какое-либо серьезное развитие индустрии.
Таких тем – уйма во всех сферах жизни, где проблемой является не столько власть, сколько население. Словом, никакое самое лучшее правительство Грузии сегодня не поможет, пока не начнется очередной этап изменений в мозгах.
При Саакашвили был сделан первый шаг – питекантропов превратили в более или менее цивилизованных людей, но сегодня этого уже недостаточно, надо идти вглубь. А вот с этим – проблема. Вглубь идти некому.
Смешно даже представить себе, что столь серьезную задачу сможет выполнить нынешнее правительство, состоящее преимущественно из безголосых шестерок Нашего Светоча, лишенных какого-либо самостоятельного мышления. Это явно не те люди, которые умеют плыть против течения, и «осуществить прорыв» – это не про них.
Самое интересное, что потенциала на прорыв не осталось и у сторонников Саакашвили. Они совершили первый прорыв, но так и остались на его уровне. Послушайте, о чем они говорят и каковы их предложения. Все то же самое – налоги, инвестиционный климат, больше порядка на улицах, и в конечном итоге опять идем по кругу: больше гостиниц и ферросплавов.
В общем, тупик. Самый настоящий. Все делают то, что надо было делать вчера, а делать то, что надо делать завтра, – некому.
В этом свете пессимизм совсем не кажется необоснованным. Конечно, никогда не говори никогда, но очень похоже на то, что Грузия так навечно и останется в рамках этой модели развития. Многие страны так и живут, дойдя до определенного уровня развития, неспособные к настоящему рывку...
Нынешняя модель развития Грузии гарантирует, что хуже не будет. Но она, увы, неспособна выдать более серьезный результат. Все так и продолжится. Вечно. Мы будем строить гостиницы и продавать ферросплавы. Как можно больше...
Что ж, так устроен мир. Кто-то будет покорять Марс, а кто-то – ходить по кругу...
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия