Accessibility links

Тюрьма, война и легенда


Марек Дудаев не сумел встроиться в мирную жизнь, он все чаще стал упоминаться в криминальной хронике
Марек Дудаев не сумел встроиться в мирную жизнь, он все чаще стал упоминаться в криминальной хронике

О Мареке Дудаеве в Южной Осетии было принято говорить как о Робин Гуде, несмотря на совсем не робингудовские подробности его судьбы.

Марек Дудаев стал символом эпохи, в которой немногим из тех, кто выстоял на войне, не суждено было дожить до старости. Он был еще подростком, когда «звиадисты» убили его отца, издевались над матерью и сестрой Марека, вывезли имущество, а дом подожгли.

Парень, взяв в руки оружие, стал символом сопротивления. Люди стали находить у Марека защиту. Через некоторое время Марек Дудаев застрелил Бесика Тенадзе, главаря банды, терроризировавшей осетинские села. Спустя годы, в 2005 году, представ перед судом в Тбилиси, Марек признается только в этом, ответив, что застрелил Тенадзе из кровной мести.

«Грузинские спецслужбы давно охотились на Марека Дудаева, оказывавшего серьезное сопротивление агрессивной политике Тбилиси», – говорит депутат парламента Южной Осетии от Народной партии, председатель Союза защитников Осетии Амиран Дьяконов.

В результате спецоперации в марте 2004 года Марек Дудаев был захвачен на собственной ферме в Арцеве грузинскими спецслужбами. Он был тяжело ранен – получил три сквозных ранения в область легких, одна пуля попала в область сердца, другая – в левое плечо. В Грузии ему предъявили обвинения в убийствах и попытке организации теракта на железнодорожной полосе Мцхета-Тбилиси. В 2005 году его приговорили к 23 годам тюрьмы.

Южная Осетия называла обвинения сфабрикованными, и вопрос об освобождении Дудаева власти поднимали на всех переговорах.

Судьбой заключенного занималась и правозащитник Лира Козаева, которой удалось привлечь внимание влиятельных правозащитных организаций. За это время в тюрьме Дудаев принял крещение у Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II.

7 июня 2013 года Марек Дудаев был амнистирован, по решению грузинского суда был освобожден из тюрьмы и передан югоосетинским властям. Дудаева встречали в Цхинвале как национального героя. Тогда Марек говорил, что баллотировался бы в парламент и мог бы помочь выйти на свободу осетинам, остававшимся в грузинских тюрьмах.

Марек не сумел встроиться в мирную жизнь, он все чаще стал упоминаться в криминальной хронике. В 2016 году он некоторое время провел в ИВС МВД по обвинению в вымогательстве. Известно об открытом конфликте Дудаева с Тариэлом Башарули – крупным контрабандистом, контролирующим торговлю в Ленингорском районе. Источники говорят, что Тариэлу Башарули покровительствовали как грузинские таможенники, так и югоосетинские влиятельные чиновники. Борьба за передел сфер влияния закончилась дракой между Башарули и Дудаевым и арестом последнего.

Мареку Дудаеву предъявили обвинение по статье «вымогательство» – это статья 163 УК РФ. Следствие вела прокуратура Ленингорского района Южной Осетии, его обвиняли в том, что он предпринимателей обложил данью. Однако дело до суда не дошло, при невыясненных обстоятельствах Дудаев был отпущен на свободу и проживал в родном селе. Некоторые жители республики говорят, что «смерть Дудаева была лишь делом времени, поскольку многие на него были озлоблены».

Говорит ветеран грузино-югоосетинского конфликта, писатель, публицист Тамерлан Тадтаев:

«Марека осудили в Грузии и дали ему 23 года за то, что он просто жил на родной земле. После того, как он был освобожден и вернулся, я как-то слышал негативные про него слухи, но я это могу объяснить войной и пережитыми драматическими событиями. Марек Дудаев – это человек, который защищал свою родину, очень жаль, что его не стало. Я всех наших ребят не делю на хороших и плохих. Их сделала такими война».

Несмотря на противоречивость судьбы Марека Дудаева, люди, знавшие его, отзываются по-прежнему искренне о нем и его брате – председателе комитета по обороне и безопасности парламента Южной Осетии Эрике Дудаеве, трагически погибшем в 2015 году в автокатастрофе. Говорит Амиран Дьяконов:

«Марек в тюрьме в Грузии подвергался пыткам, побоям. В тюрьме в течение нескольких месяцев раны его гноились, приходили сотрудники спецслужб Грузии, и его в таком состоянии мучили. Он мне рассказывал, через что ему пришлось пройти. И это все, несомненно, оставило отпечаток на его личности. Трагедия семьи Дудаевых глубоко затрагивает меня, моих друзей и всех, кто знал Эрика и Марека Дудаевых».

По поводу убийства друзья Марека Дудаева заявили «Эху Кавказа», что «все ответы находятся в руках следствия, и они рассчитывают получить исчерпывающие ответы от правоохранительных органов Южной Осетии».

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

XS
SM
MD
LG