Accessibility links

Санкции и Россия


Тенгиз Аблотия
Тенгиз Аблотия

Итак, Штаты намерены ужесточить санкционный режим против России... Задолго до принятия решения активизировались те, кто выступает против санкций, те, кто, подобно коту Леопольду, призывает всех жить дружно (подозреваю, что небезвозмездно), а также разного рода полезные идиоты и профессиональные ватники.

Аргументы у них проще пареной репы, не меняются в течение многих лет и особым разнообразием не отличаются.

«Санкции никогда и нигде не приводили к желаемым результатам!» – не поясняя при этом, где именно находятся эти самые «нигде» и когда это – «никогда». При этом, игнорируя факты, когда именно, благодаря серьезным санкциям, некоторые, не в меру ретивые государства если не разваливались на кусочки, то, по крайней мере, вынуждены были немного убавить прыть.

«Санкции не смогут поколебать власть Путина» – кричат ватники на всех континентах. «Какой смысл вводить санкции, ведь это настроит Путина против нас и, соответственно, будет иметь противоположный эффект» – кричат на всех углах европейские политики из числа фан-клуба под названием «Не злить Путина». Также подозреваю, что делают они это не только по зову сердца, но и из более прагматичных соображений.

Один Герхард Шредер чего стоит – живой ходячий символ продажной политики...

«Российский народ только сплотится вокруг Путина из-за санкций», «Россияне не поменяют суверенитет на колбасу» – твердят те, кто уже не скрывает и кому особо скрывать нечего.

Что ж, давайте разбираться по сути. «Санкции никогда не приводили к желаемым результатам, а потому не имеет смысла их вводить».

Тезис более чем спорный, однако даже если представить, что санкции действительно никогда не приносят пользы, – что это нам дает? Представьте себе преступника, который в третий раз что-то совершил, и представьте себе общественность, которая заявляет: «Это же рецидивист, он же больше никогда не исправится, какой толк его сажать? Пусть остается на свободе».

Авторы этой концепции полностью игнорируют тот факт, что санкции, равно как и тюремное или административное наказание в реальной жизни, имеют не только превентивные функции. Хорошо если удастся предотвратить преступление, но, кроме этого, санкции имеют и другое предназначение – наказание, и этот пункт никто не отменял.

Государство, которое назло всему миру поддерживает самые людоедские режимы, несет миру болезненную и извращенную идеологию, называемую «русским миром», отдирает кусочки чужих территорий, провоцирует вечный бардак в неподконтрольных странах, должно нести ответственность за свои действия.

При этом не имеет значения, исправится оно в результате этого или нет. Это не отменяет ответственности перед миром.

И потом – с чего вдруг такая уверенность, что санкции не действуют? Да, конечно, Россия не развалилась и Путину не пришлось бежать с позором в Северную Корею, но значит ли это, что введенные США и Европой санкции оказались совсем уж бесполезными и лучше послушать вату на пару с полезными идиотами и оставить Кремль в покое?

Уверен, что санкции принесли свои результаты, и мы видим их каждый день. То, что война на Донбассе остановилась там, где она сейчас, – безусловно, заслуга санкций. То, что Россия не смогла применить полноценную армейскую силу и вынуждена была прикрываться донецкими шахтерами и русскими «ихтамнетами», – на сто процентов заслуга санкций и возможного их ужесточения.

Почему, по-вашему, Путин не использует в войне с Украиной самое эффективное свое оружие – авиацию? Представьте себе хотя бы 50 самолетов, принимающих участие в боевых действиях. Согласитесь, результаты были бы совсем иными. Но у российской власти есть ограничения: в случае открытого и более активного вмешательства в войну, санкции станут намного жестче.

Санкции не помогли Украине вернуть Крым, Донецк или Луганск – они помогли ей сохранить Мариуполь, Харьков и Одессу. Точно так же, как угроза санкций не помогла Грузии в 2008 году вернуть Цхинвали, но уж точно помогла сохранить Гори и Тбилиси.

На минутку представьте себе Путина, который ничего не боится, у которого развязаны руки. Представьте себе, что Европа – полностью в руках шредерообразных. Что тогда будет? Какие будут у Кремля причины для того, чтобы, допустим, не бомбить Киев? Или не обстреливать позиции украинских войск с воздуха, в значительной степени лишив их боеспособности?

Я всегда утверждал и буду утверждать, что Путин – никакой не псих-авантюрист, жаждущий крови. Напротив, он довольно рациональный политик, точно знающий, где проходит предел его возможностей. Он не тиран и не кровопийца – он гангстер, крестный отец мафии, для которого насилие – совсем не самоцель, а средство, которым не стоит злоупотреблять.

Путин – великий шулер, который точно знает, где его блеф работает, а где нет. И санкции как раз более эффективны против такой категории деятелей, чем против безумных диктаторов.

Санкции против России работают. Не в полной мере, не настолько, чтобы привести к смене общественного строя, однако достаточно для того, чтобы остудить слишком уж горячие и больные головы в российском истеблишменте.

Есть еще другая сторона: цель санкций – в том числе, и сокращение финансовых возможностей российской власти. Тут тоже все просто и понятно и рассчитано на несколько лет как минимум.

Грубо говоря, санкции сокращают количество денег в кармане Кремля. Поскольку на большинство вредоносных внешнеполитических инициатив России – от военного вмешательства до информационной агрессии – нужны серьезные финансы, то, соответственно, чем больше они будут петь романсы, тем меньше вреда сможет нанести «русский мир» остальному миру.

Возможно, это случится не сегодня и не завтра. Возможно, средних цен на нефть и газ вполне хватит на то, чтобы в прежнем режиме портить воздух везде, куда можно дотянуться. Не исключено, что имеющиеся денежные запасы позволят продолжать агрессивную политику еще несколько лет. Что ж, Запад тем и отличается, скажем, от Грузии, что имеет свойство терпеливо ждать и не бежать впереди паровоза.

Конечно, не исключено, что Путин продолжит спокойно смотреть на стремительное обеднение значительной части населения и продолжит финансирование совершенно бесполезных военных программ. Но это – сегодня. Или завтра. Или послезавтра.

А потом, рано или поздно, придет день, когда России придется выбирать между социальным кризисом внутри страны и бесконечным ростом военных расходов, новыми ракетами, подводными лодками и прочими дорогостоящими игрушками.

Санкции – это не панацея, это одно из средств привести в чувство тех, кто неспособен на это самостоятельно. Как любое из средств, они несовершенны и ничего не гарантируют.

Но это лучше, чем сидеть и ждать, пока хулиган образумится сам...

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

  • 16x9 Image

    Тенгиз Аблотия

    Родился в 1970 году, до 17 лет жил в Сухуми. С 1989 года учился на факультете журналистики в Тбилисском государственном университете.

    В 1990 году начал профессиональную деятельность в информационном агентстве «Ипринда». Впоследствии сотрудничал с «Радио России», Русской службой BBC, грузинским агентством бизнес-новостей GBC-news, телеканалом «ПИК», бизнес-радио «Коммерсант», и многими другими.

    Является блогером «Эхо Кавказа» с июня 2010 года.

XS
SM
MD
LG