Сегодня городской суд Тбилиси, рассмотрев иск «Национального движения» к правительству Грузии, решил вызвать представителя «Газпрома» для объяснений секретности нового договора о транзите газа в Армению. По словам правительства, на этой секретности настаивала именно российская сторона.
Согласно условиям прежнего контракта, Грузия получала за транзит 10% прокачанного в Армению российского газа. Он был пересмотрен в прошлом году по настоятельному требованию российского монополиста. По новому соглашению «Газпром» будет оплачивать транзит не газом, а деньгами.
Оппозиция подвергла новое соглашение острой критике, утверждая, что ссылка на секретность является не более чем уловкой правительства для того, чтобы скрыть свой стратегический промах. По утверждению лидера парламентской фракции ЕНД Романа Гоциридзе, итоги монетизации транзита оказались плачевными для государства. Партия обратилась в суд, и сегодня был оглашен первый итог. «Эху Кавказа» удалось связаться с Романом Гоциридзе:
«Мы требуем рассекретить документ или создать парламентскую комиссию, однако власти не реагируют, ссылаясь на секретность. В текущем году Грузия полностью отказалась от закупок газа из России. Мы считаем, что причина кроется в том, что вырученных от транзита средств хватит на закупку 30% от прежнего объема. По этой причине власти тщательно избегают огласки, чтобы сокрыть провал. К нашей радости суд сегодня удовлетворил наш иск и пригласил представителя «Газпрома» для объяснений конфиденциальности договора, после которых будет рассмотрена целесообразность его последующего обнародования. Не думаю, что для такой огромной организации сокрытие деталей являлось принципиальным условием. Убежден, что завеса секретности с документа будет снята и правительству придется держать ответ перед общественностью».
В свою очередь, в правительстве считают, что доводы оппозиции беспочвенны. Вот комментарий замминистра Минэкономики Георгия Чиковани:
«Эти цифры не имеют под собой оснований и оторваны от реальности, так как никому не известны детали соглашения, засекреченного по требованию «Газпрома». Уверяю вас, что подписанием комплексного соглашения Грузия добилась максимальной оплаты услуг, предоставляемых нашей стороной».
По мнению эксперта в сфере энергетики Андриа Гвидиани, секретность договора объясняется изъянами законодательства времен «Нацдвижения». Секретным был и предыдущий договор с «Газпромом», напомнил эксперт:
«Я считаю, что в позиции «Нацдвижения» есть изрядная доля популизма, так как городской суд не является инстанцией, которая может к чему-то обязывать стороны международного соглашения. Я бы заострил внимание на моральной стороне дела: именно во времена правления этой силы набрала популярность практика, когда заключенные от имени государства секретные соглашения оформлялись с местными компаниями, что содержало риски коррупции. В целом считаю, что договора, заключенные от имени государства, должны быть публичными, так как заключаются от имени каждого налогоплательщика. В их числе и этот договор с «Газпромом». Выражаю убеждение, что эта проблема будет решена на законодательном уровне».
Согласно условиям прежнего соглашения, энергетический баланс Грузии благодаря транзиту газа в Армению ежегодно пополнялся на 200 миллионов кубометров.