Accessibility links

Путин и пурпурный дождь


Тенгиз Аблотия
Тенгиз Аблотия

Многие годы политики и эксперты с нетерпением ждут ослабления режима Путина, который, казалось бы, сделал для этого все, что мог.

Санкции, драматичное падение уровня жизни «дорогих россиян», полная монополизация политики и СМИ, коррупция, повальное сращивание бандитов с государственным аппаратом. Всего этого было бы, по идее, достаточно, чтобы под ним хотя бы качнулся трон, но... Ничего. Никаких намеков на возможное ослабление правящей вертикали.

Не зря его называют на Западе тефлоновым – к нему ничего не пригорает. Все вокруг ломают голову: в чем секрет такой устойчивости его власти? Почему его влияние не падает, а растет?

Называется несколько причин: большие деньги, которые позволяют затыкать дыры, репрессивный аппарат и мощная имперская пропаганда, которая задевает самые тонкие струны непредсказуемой русской души. Все это, несомненно, так, но есть еще одно обстоятельство, на которое никто не обращает внимание.

Если хотите знать секрет устойчивости путинского режима, – смотрите российские телеканалы, ОРТ, в частности. Только боже упаси вас смотреть политические ток-шоу и новости – сейчас речь идет совсем о другом...

Как-то раз, совершенно случайно я наткнулся на телешоу «Голос» – музыкальный конкурс, где молодые исполнители поют известные хиты. И вот в этой программе я и увидел один из секретов устойчивости российской власти. На 80% репертуар участников шоу состоял из американских песен. На ОРТ. После новостных программ, где рассказывают о том, как Штаты намерены заживо съесть великую Россию. В совершенно мейнстримовой программе, где нет ни намека ни на какое вольнодумство и протест.

Вот оно, главное отличие от СССР, который был еще более империей, чем Россия сегодня: нынешняя российская власть не лезет в жизнь граждан. Путин, по всей видимости, крепко усвоил главный урок распада СССР: оставьте людям немного личного пространства, не лезьте к ним в постель, в телевизор и в наушники, дайте им возможность ездить по миру, одеваться, как угодно, покупать дома, где угодно. Дайте людям немного персональной свободы, – и можете вить из них веревки, сколько угодно.

Россияне – они ведь тоже совки, как и все мы. Они также привыкли жить в условиях двойной реальности. Официально – госпропаганда, вставание с колен, Запад, мечтающий развратить Россию и навязать ей свои ценности... Но, как в советское время, население кивает головой, говорит нужные фразы, но при этом воспринимает всю эту дребедень как бы не очень всерьез.

Все понимают: надо, Вася, таковы интересы России, но мы-то все понимаем, что к чему – тут самое время заговорщически подмигнуть друг другу.

Отличие нынешней российской пропаганды от советской заключается в том, что она не тотальная и не требует от граждан принимать ее слишком уж всерьез. И никто не принимает – пропаганда сама по себе, жизнь сама по себе.

Самое наглядное свидетельство тому – сами пропагандисты, которые свою пропаганду, очевидно, не воспринимают слишком уж буквально. Ругать Запад – это, конечно, приоритет номер один, но при этом у них у всех виллы в Европе и Америке, их дети преимущественно живут и учатся «за бугром».

Народ, простые «дорогие россияне», отвечают тем же: дежурно ругают Запад, а потом долго обсуждают, куда поехать в отпуск – во Францию или в Черногорию, в зависимости от размера кошелька...

Символом этого раздвоения для меня стал один информационный выпуск на НТВ, где долго вопили о том, как Америка пытается удушить Россию, а через пару минут, корреспондент с восторгом описывал детали концерта «Аэросмит» в Москве... Стив Тайлер метался по сцене у стен Кремля с американским флагом, и ничего, никто не освистал и не бросил в него яйца.

Путинская система позволят людям жить так, как они хотят. В разгар санкций Москву посещают звезды шоу-бизнеса, а в кинотеатрах идут премьеры топовых голливудских фильмов. На московских улицах можно увидеть людей, одетых как угодно, отдыхающих и проводящих свободное время так, как считают нужным.

Если отвлечься от политики, то в повседневной жизни Москва – довольно свободный город, в котором не чувствуется никакая «тяжелая рука». Даже оппозиционно настроенные артисты могут ставить пьесы и играть музыку по своему усмотрению. Конечно, они никогда не попадут на центральные каналы, и с ними никогда не поздоровается Мединский, но если они популярны, самодостаточны и не требуют государственных денег, – играйте себе на здоровье.

Примеров немало: взять хотя бы ярого критика власти Юрия Шевчука – играет себе, заполняет дворцы спорта. И плевать, что на ОРТ не показывают – ему и не нужно.

В советское время было совсем не так. Помню один забавный эпизод из моей юности. В те годы был очень популярен замечательный американский певец Принс. Он написал известную даже сейчас песню «Пурпурный дождь» (Purple rain).

Песенка так себе, ничего архисложного, но, будучи человеком очень талантливым, Принс даже из нее смог вытянуть максимум.

Так вот, однажды в «Комсомольской правде» я прочел разгромную статейку о Принсе и о Purple rain – автор утверждал, что эта песня пропагандирует атомную войну, и «пурпурный дождь» – это не что иное, как дождь после ядерной бомбардировки.

Я, конечно, никоим образом не поверил, что Принс настолько чокнутый самоубийца, что хочет потянуть за собой на тот свет весь мир, но решил, что песня антивоенная, пацифистская, просто тупорылые красноперые, как всегда, все неправильно поняли.

И вот совсем недавно, совершенно случайно мне попался текст этой песни, и сейчас, через десятки лет, я с удивлением узнал, что Purple rain – это не только не пропаганда ядерной войны, но даже не антивоенная песня. Она скорее о любви, да и то в расплывчатой форме – «Я никогда не дам тебя в обиду, и единственное, что я хочу, это видеть тебя под пурпурным дождем». Вот вам и пропаганда атомной войны.

Нынешняя российская элита так грубо не работает. В Кремле, наверное, поняли, что в развале СССР не меньшую роль, чем падение цен на нефть, сыграли нудные попытки выживших из ума старцев из политбюро контролировать все и вся.

Советский Союз сгубили глупые запреты. Как знать, если бы в СССР приезжали «Битлз» и «Роллинг стоунз», а в магазинах без излишнего героизма можно было бы купить обычные человеческие джинсы, возможно, Союз до сих пор был бы жив.

Путинский режим не ограничивает индивидуальную свободу, не лезет к людям в личную жизнь. Эта маленькая уступка позволяет ему получить намного больше: вечную власть лично для себя и право безнаказанно грабить страну – для его окружения.

Согласитесь, по-своему неглупо...

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

  • 16x9 Image

    Тенгиз Аблотия

    Родился в 1970 году, до 17 лет жил в Сухуми. С 1989 года учился на факультете журналистики в Тбилисском государственном университете.

    В 1990 году начал профессиональную деятельность в информационном агентстве «Ипринда». Впоследствии сотрудничал с «Радио России», Русской службой BBC, грузинским агентством бизнес-новостей GBC-news, телеканалом «ПИК», бизнес-радио «Коммерсант», и многими другими.

    Является блогером «Эхо Кавказа» с июня 2010 года.

XS
SM
MD
LG