Accessibility links

Ребекка Хармс: «Экстрадиция Чабука станет позором для Грузии» 


Европарламентарий из Германии Ребекка Хармс
Европарламентарий из Германии Ребекка Хармс

О недопустимости экстрадиции в Анкару Мустафы Эмре Чабука, бывшего педагога школы Демиреля в Тбилиси, заявила сегодня европарламентарий из Германии Ребекка Хармс. Сегодня она встретилась с Чабуком, который находится в экстрадиционном заключении в Глданской тюрьме уже девятый месяц. Тбилисский городской суд должен решить вопрос его передачи турецкой стороне 19 февраля. «Это будет позором для Грузии», – заявила Ребекка Хармс накануне в развернутом интервью грузинской службе Радио Свобода в Тбилиси.

Нино Гелашвили: Летом 2017 года, участвуя в конференции «Европейский путь Грузии», вы провели множество встреч, в том числе вы навестили Мустафу Эмре Чабука в тюрьме. И тогда вы заявили четко, что Грузия должна отказать в требовании Турции о его передаче. Тогда же вы встретились с женой и адвокатами азербайджанского журналиста Афгана Мухтарлы (попавшего при невыясненных обстоятельствах из Тбилиси в Баку и осужденного там за незаконное пересечение границы Азербайджана и контрабанду). Тем самым вы показали грузинским властям европейскую точку зрения на защиту прав человека?

Скачать

Ребекка Хармс: Дела Чабука и Мухтарлы очень разные, хотя оба – проблематичные, и для их решения нужны разные пути. В случае Чабука, думаю, его передача Турции станет настоящим ужасом. Его ожидает арест. Я внимательно слежу за событиями в Турции, там у него нет никаких шансов на справедливый суд, и, как многих «гюленистов», его там ждет ненадлежащее обращение, не исключаю и пытки. Чабук многие годы был очень успешным педагогом в Грузии. Я встречалась со многими грузинами, чьи дети ходили в его школу. Им нравится Чабук, то, что он сделал для Грузии и грузинских детей. Так что это будет позором Грузии, если хорошего педагога многих грузинских детей она оставит один на один с теми опасностями, которые его ждут в Турции. Кроме этого, международное право запрещает преследование людей, что делает Турция как внутри, так и за пределами страны.

Нино Гелашвили: Могли бы вы вспомнить дела так называемых гюленистов (последователей движения оппонента турецких властей Фетхуллы Гюлена) и случай, когда государство отказало Турции в передаче ее же гражданина? Естественно, вы понимаете, что здесь стоит вопрос грузино-турецких отношений…

Ребекка Хармс: Моя страна, Германия, не экстрадирует граждан Турции…

Нино Гелашвили: Но она – Евросоюз…

Ребекка Хармс: Да, Евросоюз, также поступает и Бельгия. Думаю, в этом случае для Грузии ориентиром должен быть Евросоюз, а не страны за его пределами. Я над этими вопросами работала и с Украиной, и там отказались от экстрадиции. Так что Грузия должна следовать примеру ЕС, а не другим примерам. Знаю, что Грузию связывают жизненные интересы с Турцией. Я все это понимаю, но из-за этого грузинские власти не должны сделать господина Чабука, очень уважаемого человека в Грузии, жертвой гонения в Турции.

Что же касается Мухтарлы, то я в эти дни нахожусь в Грузии и знаю, какое интервью он дал телекомпании «Рустави 2». Я не знаю, что ожидает его в Азербайджане, надеюсь, его не накажут за свободу выражения по телевидению. Для Грузии важно провести расследование, поскольку Афган Мухтарлы не попал бы в азербайджанскую тюрьму, если бы его не похитили в центре Тбилиси. То, что это произошло, – нехорошо для Грузии. Знаю, что в парламенте (Грузии) обсуждают тему расследования, и считаю, что необходимо реальное, глубокое и прозрачное расследование этого дела.

Нино Гелашвили: Хочу вас спросить и о санкциях ЕС против России. Есть мнение, что Евросоюз может и сам устанет от этих санкций. Как вы смотрите в перспективе на санкции из-за Украины?

Ребекка Хармс: Как сопредседатель Парламентской ассамблеи Евронест и европарламентарий с 15-летним опытом могу сказать, что в Европарламенте мы действительно поддерживаем санкции против России, связанные с аннексией Крыма и войной в Донбассе. Эти санкции мы рассматриваем как путь, альтернативный военному решению вопроса. В Европарламенте есть несколько членов, которые ставят вопрос о военном вмешательстве, но большинство считает, что мы должны следовать дипломатическому, политическому пути. Мы не допустим, чтобы аннексия Крыма и как минимум пособничество войне в Донбассе России ничего не стоило. Санкции – это инструмент реагирования Евросоюза на ее ужасающую и очень агрессивную стратегию по отношению к соседям.

Нино Гелашвили: Уверена, вы будете знать об инициативе президента Украины Петра Порошенко. Месяц назад в ходе визита в Киев спикера парламента Грузии Ираклия Кобахидзе он (Порошенко) предложил добавить к санкциям против России еще один компонент - вопрос оккупированных территорий Абхазии и Южной Осетии. Вы знаете, что после войны 2008 года против России не были задействованы санкции. Считают ли политики в ЕС жизнеспособной идею добавить к антироссийским санкциям и грузинский компонент и таким образом еще больше их ужесточить?

Ребекка Хармс: Возможно, международное сообщество допустило ошибку, не установив санкции против России из-за войны в Грузии. Сегодня я считаю, что идея подключить к существующим санкциям и Грузию не лишена смысла. Сама Грузия поддерживает санкции (против России), связанные с Крымом. Правда, не понимаю, почему Грузия не поддерживает санкции, связанные с Донбассом. Что касается Абхазии и Южной Осетии, думаю, Грузия выбрала хороший, правильный и разумный путь по отношению к оккупированным территориям. Как я понимаю, это стратегия, ориентированная на установление контактов между людьми, и стремление предлагать больше (помощи) проживающим на оккупированных территориях людям. Сегодня, по прошествии такого длительного времени с начала оккупации, подобная стратегия мне кажется важной, и ее должен поддерживать Евросоюз.

XS
SM
MD
LG