Высший совет юстиции Грузии утвердил 44 судьи на бессрочную службу. Среди них оказались судьи, от которых «Грузинская мечта» некогда обещала очистить судебную систему из-за обвинений в политически мотивированных решениях.
Манучар Капанадзе – один из 44 судей, которых Высший совет юстиции утвердил на бессрочную судейскую службу. С утра он удостоился внимания премьер-министра Георгия Квирикашвили, но отнюдь не с поздравлением за доблестную службу грузинской Фемиде. В своем заявлении премьер выражает озабоченность тем, что в свое время Манучар Капанадзе вынес, как позже установил Страсбургский суд, несправедливое и политически мотивированное решение по отношению к бывшему главе Госаудита Сулхану Молашвили. Его дело наряду с другими резонансными случаями стало символом несправедливости судебной системы во времена правления Михаила Саакашвили.
«В обществе есть вопросы по поводу решения о назначении нескольких судей на бессрочную службу, звучат эти вопросы и в нашей команде», – говорится в заявлении премьер-министра Георгия Квирикашвили. С ним согласились и в парламентском большинстве правящей силы.
Один из авторов судебной реформы (которая находится уже на четвертом этапе, если считать время после прихода к власти «Грузинской мечты»), глава парламентского комитета по юридическим вопросам депутат Эка Беселия отметила, что независимость Высшего совета юстиции не освобождает его от подотчетности перед обществом:
«В нашей команде есть вопросы по тем конкретным делам, по которым, как в свое время установил парламент, решения были политически мотивированными».
В оппозиции заявления представителей правящей силы сочли попыткой власти ввести общество в заблуждение. Говорит депутат от «Нацдвижения» Саломе Самадашвили:
«Как будто власть не участвует в этом процессе (подборе и назначении судей), в результате которого в судебной системе остаются судьи, к чьим приговорам больше всех вопросов. Но она оставляет таких судей, потому что они легко управляемы, и это входит в интересы власти. На том фоне заявление премьер- министра просто попытка создать иллюзию в обществе, что в стране действительно существует независимая судебная власть».
Запоздалым посчитали замечание главы правительства и в гражданском секторе. Говорит представитель НПО «Ассоциация молодых юристов» Эка Цимакуридзе:
«Мы давно обращаемся ко всем ведомствам, ответственным за реформу судебной системы. От НПО и международных организаций к ним поступали рекомендации о подборе и назначении судей. Необходимо чтобы процесс был абсолютно прозрачным и не был полностью основан на субъективных взглядах конкретной группы Совета юстиции, как это происходит сейчас».
Надо напомнить, что представители несудейского состава Совета юстиции Нази Джанезашвили и Анна Долидзе неоднократно подвергались давлению со стороны других членов Совета юстиции. Нази Джанезашвили, которая проголосовала против скандально известных судей, надеется, что замечание премьер-министра как-то повлияет на позицию Совета юстиции:
«Та влиятельная группа судей в совете должна понять и осознать, что, в случае продолжения такой деятельности, потеряет поддержку правящей политической силы. Совет должен следовать принятым в демократическом обществе ценностям, а не руководствоваться субъективным мнением и личными интересами».
Президент Георгий Маргвелашвили призвал Высший совет юстиции объявить мораторий на назначение судей до разработки новых правил.
В течение дня в Совете юстиции хранили молчание. Лишь под вечер глава Совета юстиции (по совместительству – председатель Верховного суда) Нино Гвенетадзе распространила заявление. В нем она сообщает, что в ближайшем будущем совместная рабочая группа Совета юстиции, парламента и Министерства юстиции представит новые, основанные на объективных критериях правила по назначению судей на бессрочную службу.