Предприятие «Черноморэнерго» занимается «переводом русла реки Келасур», его представители утверждают, что под угрозой опоры линии электропередач. Однако абхазских экологов о проведении этих работ не поставили в известность, они узнали о них постфактум. Ранее в этом районе работал карьер, против которого активно выступали жители села Дзигута.
Вчера появилось сообщение о том, что Республиканское унитарное предприятие «Черноморэнерго» проводит работы в русле реки Келасур, которая подмыла дорогу и создала угрозу опорам линии электропередач. Энергетики решили вернуть реку в прежнее русло. Вызывает настороженность тот факт, что с абхазскими экологами никто не посоветовался и проводимые работы они не контролировали.
В связи с этой историей на поверхность интернета всплыли несколько публикаций 2013 года в независимой «Нужной газете». На ее страницах тогда разворачивалась полемика вокруг работы в русле реки Келасур «Абхазской горнопромышленной компании», учредителями которой были московский коммерсант Леван Тужба и сын второго президента Зураб Багапш.
Из публикаций можно узнать, что «Абхазская горнодобывающая компания» приступила к укреплению берега реки Келасур по просьбе главы администрации района, но оно происходило так: один самосвал гравия шел на укрепление берега, а двадцать – на щебеночный завод.
В то время жители села Дзигута, расположенного на противоположном от карьера горнопромышленной компании берегу, писали многочисленные письма во все инстанции и выражали беспокойство из-за бесконтрольной выемки грунта. Читая сегодня их обращение, понимаешь, что они как в воду глядели, когда пытались привлечь внимание общественности и чиновников к возможным последствиям. Интенсивные работы в русле реки и изъятие грунта, по мнению сельчан, нарушат экологический баланс, возникнут проблемы с водой, в связи с изменением русла реки рухнет дорога и начнутся оползни. Люди протестовали против движения по селу многотонных «КамАЗов», которые могут повредить трубопровод, обеспечивающий их водой. Пока они ходили по инстанциям и писали письма, гравий гребли, по дороге носились грузовые самосвалы, начались оползни и перебои с водой.
В процессе «укрепления берега» бульдозер снес ольховую рощу, а на ее месте выросли глыбы камней и строительного материала, были разрушены животноводческие постройки и вырублены фруктовые деревья, «берегоукрепители» засыпали камнями и деревьями распределительный колодец водовода, питающего питьевой водой восточную часть Сухума и часть Сухумского района.
В феврале 2016 года жители села снова обратились в газету с жалобами. Компания продолжала работать и многотонные самосвалы ездили уже по руслу реки, потому что проселочная дорога на тот момент была окончательно разбита.
Сегодня в русле реки Келасур наводят порядок энергетики, а наши экологи едва за ними поспевают.
На вопрос о том, как получилось, что экологов не предупредили о проводимых в русле реки работах, ответил председатель Государственного комитета по экологии и охране природы Савелий Читанава:
«Опоры линии электропередач подмывала вода, была опасность, что эти опоры рухнут. Если бы они рухнули, то полстраны на месяц осталось бы без электричества, поэтому было принято волевое решение. Не как обычно, когда мы делаем заключение, а ввиду сложившейся острой необходимости по решению кабинета министров они приступили к этим действиям без предписания. Но это вреда экологии наносить не будет. В советское время около 70 единиц техники занимались русловыпрямлением и берегоукреплением. После нашего с вами общения, как вы мне позвонили, я отправил ребят, они поехали посмотреть, как там ведутся работы. Но они все делают правильно, потому что к работе привлечена Госкомпания «Абхазберегозащита», а там работают профессионалы. И мы тоже теперь будем ситуацию контролировать».
Эколог считает, что подмыв дороги произошел вследствие сильного весеннего паводка, а «Абхазская горнопромышленная компания» к этому никакого отношения не имеет. Выемка грунта ничего кроме пользы принести реке не может, а русло свое она периодически меняет всегда.
Возникает риторический вопрос: почему все-таки в результате «берегоукрепительных работ», которые проводила «Абхазская горнопромышленная компания» с 2013 по 2016 год, подмыло дорогу настолько, что опоры ЛЭП оказались под угрозой обрушения?
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетии