Accessibility links

Семейная тетрадь против Налогового кодекса


Изида Чаниа
Изида Чаниа

Есть вещи, которые понять достаточно сложно, но возможно при условии, что вы не поэт. И я, слава богу, не Тютчев, поэтому вместо того, чтобы «просто верить», попытаюсь все же высказать свои мысли по поводу большой проблемы – неуплаты налогов.

Именно о налогах я думала, наблюдая на прошлой неделе за очередью, в которую выстроились очень разные люди: богатые и бедные, чиновники и крестьяне, законопослушные граждане и преступники. И отнюдь не за колбасой или новейшей моделью айфона. Они встали в очередь, чтобы подарить деньги. Это происходило на традиционной абхазской свадьбе, где, как водится, для молодоженов собирают стартовый капитал, который впоследствии уйдет на оплату торжества и на первое семейное приобретение.

Эта традиция, которую очень удачно назвали в соцсетях «займом», на протяжении многих десятилетий работает безотказно. От этого сбора средств обычно никто не уклоняется.

Семейная тетрадь против Налогового кодекса
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:27 0:00
Скачать

Вот я и подумала: а действительно, почему мы добросовестно оплачиваем свадьбы и носим деньги на похороны, поминки и т.д.? Почему представители столь недисциплинированной нации крайне щепетильно относятся к этому долгу, отдадут последнее. Чтобы не опозориться – передадут деньги через родственников и знакомых, если вдруг не могут посетить радостное или траурное мероприятие, лишь бы в тетрадке семьи осталась запись о том, что приглашенный оказал помощь семье.

Что это – повышенное чувство ответственности? Но почему оно не работает, когда надо платить, к примеру, налоги или отдавать кредит банку? Почему чувство ответственности столь обострено в одном случае – обратите внимание, без всяких судов и судебных исполнителей, – а в другом полностью отсутствует. Должно же быть какое-то рациональное объяснение этому феномену. На свадьбе не заплатить – позор, не заплатить налоги, не вернуть кредит – норма.

Если оставить традиции, менталитет и остальные глубокомысленные поиски истины, а остановиться на простой и рациональной вещи – выгоде, то, я так думаю, все станет на свои места.

Оттолкнусь от слова «заем», которое уже прозвучало. Отдавая на свадебном или траурном мероприятии деньги, каждый абхаз знает, что деньги, которые он вложил, вернутся к нему в критической ситуации: люди, к которым он ходил на свадьбы, похороны или поминки, обязательно придут к нему порадоваться или поплакать, внесут свой вклад в организацию мероприятия и, что важно, не с процентами, но с учетом инфляции. И тут не нужны никакие обязательства, потому как устойчивость этой созданной народом пирамиды отработана временем. И здесь все предельно просто: никто не станет напоминать уклонисту о том, что не отдал «долг», ему просто больше не выдадут этот «беспроцентный заем». Тебя нет в семейной тетрадке.

То есть у людей, отдающих свои деньги, в данном конкретном случае есть серьезная мотивация. Теоретически такая же мотивация должна быть и во взаимоотношениях «человек – государство». Ведь замысел был таков: мы платим налоги, которые нам возвращаются в виде различного рода социальных выплат и услуг – пенсий, медобслуживания, пособий и т.д. И мы должны ощущать справедливость – чем больше мы платим, тем больше к нам возвращается в виде пенсий, дорог или отремонтированных домов и так далее.

Вот в этом месте и происходит разрыв связи между гражданином и государством. Люди не желают платить государству, которое вначале всех уравняло, а затем из этой уравниловки выделило не по принципу «кто не работает, тот не ест», а по принципу защиты отдельных групп, встроенных в госсистему. В результате, бизнесмен, который платит налогов в десять раз больше, чем, к примеру, прокурор или депутат парламента, получит минимальную пенсию размером в тысячу рублей, в то время как старость просидевшего во власти человека будет гарантирована материальным уровнем, в несколько десятков раз превышающим уровень человека, всю жизнь содержавшего чиновника, депутата, судью, прокурора или таможенника. Вот такая неадекватная благодарность добросовестным налогоплательщикам.

Поэтому неплательщиков «умом понять», оказывается, не так уж сложно. Люди не хотят платить государству, потому что вложенные ими деньги вместо того, чтобы «вернуться сторицей», исчезают в неизвестном направлении. И именно над этим стоит задуматься государственным мужам, призывающим нас всех платить налоги.

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

  • 16x9 Image

    Изида Чаниа

    В 1978 году окончила сухумскую среднюю школу №2, в 1983 году – биохимический факультет Абхазского госуниверситета. 

    Работала в газетах «Абхазский государственный университет», «Советская Абхазия», «Аидгылара», на Абхазском ТВ, в газетах «Экспресс-хроника», «КоммерсантЪ», внештатным корреспондентом в российских информационных агентствах «Постфактум», «Интерфакс». С 1998 года по 2016 год – редактор газеты «Нужная газета», с 2016 года – редактор газеты «Мырзаканаа».

    Член Союза журналистов Абхазии, председатель Ассоциации журналистов и работников СМИ Абхазии.

XS
SM
MD
LG