Российские выборы всех уровней проходят и в Южной Осетии, большинство жителей которой имеют и российские паспорта. Не станут исключением и мартовские выборы президента России. Никто из кандидатов на высший пост пока не посещал своих избирателей в Цхинвале. Исключение – лидер «Коммунистов России» Максим Сурайкин, который побывал в республике.
В минувшее воскресенье товарищ Максим, как нравится презентовать себя Максиму Сурайкину, прибыл в Цхинвал. Лидер партии «Коммунисты России», а ныне еще и кандидат в президенты, стал первопроходцем: до него с югоосетинским электоратом никто из кандидатов никогда не общался. Вместе с соратниками, которые развернули красные флаги, он решительно направился в центральный парк города. До того Максим Сурайкин успел пообщаться с «Эхом Кавказа»:
«Вы, наверное, первый кандидат в президенты, которого я вижу на территории Южной Осетии. Почему для вас важно приехать в республику и провести здесь свою предвыборную кампанию?
– Во-первых, я просто люблю Южную Осетию, я бываю здесь часто и не в период выборов, у меня здесь много товарищей, и я всегда переживал за осетинский народ. Потом все граждане Южной Осетии еще и граждане Российской Федерации и на данный момент тоже мои избиратели. Конечно, я понимаю, что здесь будет подавляющая поддержка Владимира Владимировича, и осетинский народ правильно ему очень благодарен за все, что он сделал, особенно за его решение в 2008 году, когда была агрессия грузинских войск против югоосетинского народа. И мы все прекрасно понимаем, что, если бы Россия не вмешалась, была бы катастрофа. Поэтому моя принципиальная позиция как коммуниста, как патриота, что мы всегда должны поддерживать югоосетинский народ, и все вопросы, которые необходимы для развития Южной Осетии, Россия должна предпринимать. Поэтому я сегодня и приехал встретиться с моими товарищами, с осетинскими гражданами, в том числе с гражданами России, возложить венки к памятникам героям Южной Осетии. И если вдруг удастся победить на выборах, то в моей президентской программе будет приоритетом и поддержка осетинского народа».
Между тем в парке Победы его ждали сразу две камеры Гостелерадиокомпании «ИР». Кто-то из российских коллег, которые также приехали освещать агитацию кандидата, даже пошутил, что, видимо, Сурайкина решили записать в стереозвуке. Очень приятно, говорит замначальника Управления по внутренней политике Алан Джуссоев, что впервые кандидат в президенты России приехал в Государство Алания к своим избирателям:
«Республика Южная Осетия, общество, граждане РФ, проживающие здесь, с приездом кандидатов или представителей кандидатов, можно сказать, полноценно включаются во внутриполитические процессы России. Это хорошо, так как мы говорим об интеграции, то интеграция в первую очередь должна быть не экономическая, не военная, а политическая. После политической интеграции все остальное идет как последствия. Так что, в принципе, это один из итогов политической интеграции Южной Осетии и Российской Федерации».
Сам югоосетинский избиратель, для которого российские политики сродни небожителям, на боевой порыв товарища Максима предпочел смотреть с интересом, но издалека. Хотя были и смельчаки, которые оценили поступок кандидата. Говорит житель Цхинвала Илья Хугаев:
«Я считаю это правильным, потому что избиратели должны знать, кого избирают, хотя бы в лицо. А так, если сказать, почему Путин не приезжает, – потому что его все знают. Нет смысла, чтобы он приехал, встречался с избирателями. А вот незнакомый кандидат должен, конечно, встречаться со своими избирателями.
– А вы хотите, чтобы Ксения Собчак к нам приехала? Интересно было бы ее послушать?
– Но это по ее видению, как она считает необходимым. Но я как-то на нее чуточку обижен. Она нетактично повела себя кое-где в своих выступлениях, на своих встречах. Но интересно слушать каждого человека, тем более нового человека».
На последних парламентских выборах России жители Южной Осетии, которые хоть что-то знали о политических партиях, но ничего о мажоритариях, проявляли чудеса креативности. Кто-то голосовал за «симпатичную женщину» или за кандидата по фамилии Ушаков, «потому что его однофамилец был великим полководцем XVIII века». Другие просто за счастливое число в бюллетенях. Поэтому товарищу Максиму богатое цхинвальское устное народное творчество наверняка припишет новое имя – Максим Первый.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетии