Абхазия каждый год живет в ожидании паводка, в опасениях, что абхазские своенравные речки разольются, затопят дома и участки сельчан. Одна из наименее предсказуемых рек – Кодор протекает в Гулрыпшском районе. В 2017 году из Резервного фонда президента были выделены средства на берегоукрепительные работы и защиту домохозяйств от наводнения. Сегодня президент отправился на инспекцию.
Берегоукрепительные и очистительные работы проводятся на реке Кодор и его притоках, таких как Пшап, Малый Кодор и Парнаут. Средства в размере около 40 миллионов рублей были выделены на эти цели в 2017 году из Резервного фонда президента.
Сегодня президент Рауль Хаджимба осмотрел все участки, на которых ведется расчистка русел рек, и так обосновал свое решение направить средства именно в Гулрыпшский район: «Определенные работы проводятся по всем районам, где это возможно, – в Ткуарчалском, Гудаутском, Очамчырском районах. В Гудаутском районе все эти годы были все время проблемы, связанные с затоплением. Та работа, которая сейчас проводится, нацелена на то, чтобы в будущем не допустить эти наводнения. Что касается Кодора, то Гулрыпшский район очень подвержен наводнениям. Когда река Кодор поднимается, остановить ее практически невозможно. Сила этой реки огромна. Поэтому приходится достаточно быстро решать эти задачи, чтобы не навредить людям. Эта тема очень важна еще и потому, что все-таки есть понятие стратегических задач и целей. Аэропорт практически пересекается этой рекой. И если мы не проведем соответствующих работ, притом что аэропорт пока, к сожалению, не работает, но он может быть разрушен, а этого допустить нельзя».
О том, какая опасность может грозить сухумскому аэропорту, рассказал сотрудник подрядной организации ООО «Вектор Плюс», которая проводит все работы, Дмитрий Цимцба: «В советское время, когда проектировали аэропорт, не смогли изменить русло реки. Это очень сложно. И было, видимо, еще советскими конструкторами принято такое решение, и под взлетной полосой были сделаны специальные водоотводящие каналы. Они выше меня в высоту и очень широкие, там их два, они идут параллельно друг другу. И если забивается туннель, то вся эта вода выходит наверх и попадает на взлетную полосу, что категорически запрещено, потому что она начинает размывать взлетно-посадочное полотно. Аэропорт является стратегическим объектом, и за ним надо смотреть. Мы завели туда людей и вручную все вытаскивали: все деревья и валуны. Мы все вытащили, насколько смогли, и сейчас вода проходит спокойно».
Помимо аэропорта, который надо обезопасить, остро стоит проблема затопления сел, расположенных вдоль рек Пшап, Бабушары, Эстонки, Дранды, Кацикита (бывшая Владимировка) и поселка Гулрыпш.
О том, что происходит в селе во время паводка, глава села Нижний Пшап Леван Парулуа говорит так: «Каждый год нас неоднократно заливало. Вот эти 48 семей, которые проживают на территории от автотрассы до аэропорта. У нас тут в результате и мост снесло лет 15 назад, точно не могу время назвать. Местные жители своими силами все сделали, как смогли. Но вот здесь вода разливалась, затапливала первые этажи, и у этих семей все уносила – и мебель, и всю живность».
О том, какие проводятся работы, чтобы обезопасить дома и участки сельчан проинформировал Дмитрий Цимцба: «Мы находимся в селе Пшап, данная река называется Пшап. На этой реке более двадцати лет не проводились никакие берегоукрепительные работы, в связи с чем образовались большие заторы, что привело к частичному разрушению сельхозугодий, и вы можете это увидеть справа. Данная река начала размывать берег, забирать земли, забрала дорогу, участки, поэтому было принято решение главой администрации как-то укрепить данный участок, чтобы дальше не происходило разрушение территории. Мы расчистили и распрямили русло, углубили его, сделали небольшую дамбу, чтобы защитить территорию. Сейчас, как вы видите, река течет спокойно и тихо, не создавая никому никаких проблем».
Наиболее масштабные работы проводит в устье большого Кодора абхазское предприятие ООО «Неруд-Инвест», которое создает искусственные рукава Кодору, чтобы поднявшаяся во время паводка вода могла выйти в море. Паводок ожидается в апреле. Работы проводятся в направлении снизу в верх по течению, их проведение контролирует Роман Дбар, директор Института экологии Академии наук Республики Абхазия.
Основная задача – успеть убрать все наносы до начала таяния снегов. Роман Дбар пояснил: «Это очень важный момент, потому что впереди предстоят весенние паводки, таяние снега, которое будет сопровождаться усилением осадков, и тогда река поднимется на несколько метров в высоту. И если не расчистить наносы, то она будет представлять собой угрозу населенным пунктам: с одной стороны – Адзюбже, с другой – Варче. Здесь проходят и жизненно важные республиканские коммуникации. Эти задачи выполняются следующим образом: из реки выбирается объем наносов, они складируются вдоль берега таким образом, что создаются береговые валы из инертного материала, которые не дадут возможность при поднятии уровня выскочить реке направо или налево».
О том, каковы характер и значение реки Кодор, Роман Дбар сообщил следующее: «Перепад от железнодорожного моста до моря составляет 14 метров. При таких объемах воды, если сделать прямое движение, будет огромная скорость, которая приведет к очень серьезным размывам берегов. И поэтому движение реки должно соответствовать законам гидродинамики, она должна делать плавные меандры, ее энергия должна гаситься. Даже стоя сейчас здесь, на берегу, на этом небольшом перепаде вы можете слышать, как река по дну перекатывает валуны. Ее энергия колоссальная. Это самая мощная река в Абхазии, и она выносит больше миллиона кубометров инертного материала, значительная часть которого, к сожалению, теряется в подморских каньонах, которые непосредственно примыкают к устью Кодора. Кодор – это крупнейшая лососевая река всего Черноморского бассейна. Это живой организм, и поэтому экологическая часть этих работ является ключевой».
Президент Рауль Хаджимба обратил внимание главы администрации Гулрыпшского района Аслана Барателия на то, что в дальнейшем необходимо каждый год расчищать русла рек и на эти цели заложить в бюджет района средства.
Ну, а жители сел, которые выходили навстречу президенту, пользуясь возможностью, делились своими проблемами и просили помочь: в селе Эстонка река затапливает кладбище и нужен дренаж; в селе Пшап один из мостов река смыла полностью, и людям приходится совершать круг в пять километров, чтобы добраться до центральной трассы; рядом с селом Кацикит есть старый полигон, на который самосвалы свозят мусор, но они не покрывают его сеткой, и мусор разлетается по селу во все стороны. Президент всех выслушал и поручил мост восстановить, с мусорными машинами разобраться, а что делать с кладбищем, должен выяснить глава администрации района и доложить.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетии