Accessibility links

Тбилиси не верит в «нового» Путина


В Грузии в изменение политики Москвы в новую шестилетку Владимира Путина не верят
В Грузии в изменение политики Москвы в новую шестилетку Владимира Путина не верят

Избрание Владимира Путина на четвертый президентский срок не стало неожиданностью ни в России, ни в Грузии. Но последнее обострение отношений Москвы с Западом и недвусмысленная демонстрация новейших вооружений в ходе недавнего послания Федеральному собранию заставляет Тбилиси нервничать. Что могут принести Грузии следующие шесть лет правления российского президента?

В. Путин: Спасибо большое за результат.

Результат для российского президента и правда оказался хоть и всеми ожидаемым, но тем не менее приятным для него самого. Более 70% голосов дают главе Кремля карт-бланш на ближайшие шесть лет – проводить политику, которая вызывает рукоплескание его сторонников, беспокойство Запада и откровенную нервозность у соседей России.

В. Путин: «Нас ждет успех! Да?

«Даааа».

По мнению многих аналитиков, следующий срок Путина будет проходить под знаком усиливающегося противостояния с Западом. Но сам российский лидер на встрече с журналистами по итогам голосования на все вопросы предпочел отвечать уклончиво:

Вопрос: «Владимир Владимирович, в ближайшие шесть лет мы увидим какого-то нового Владимира Путина или прежнего?»

В. Путин: «Все течет, все меняется. Спасибо большое».

Реплика: «В том числе и вы?»

В. Путин: «Мы все меняемся».

Впрочем, в Грузии в изменение политики Москвы в новую шестилетку Владимира Путина не верят. Официальный Тбилиси осудил проведение выборов президента России на территории Абхазии и Южной Осетии, где, как отмечают власти Грузии, незаконно действовали 33 избирательных участка. В связи с этим грузинский МИД обнародовал официальное заявление:

«Это явная демонстрация продолжающейся оккупации Абхазии и Цхинвальского региона. Она представляет собой еще один шаг к их фактической аннексии со стороны Российской Федерации. Российская Федерация проводит свои парламентские и президентские выборы на оккупированных территориях Грузии в условиях, когда население, оставшееся в Абхазии и в Цхинвальском регионе, подверглось незаконной и насильственной массовой паспортизации, осуществляемой Москвой с 2000-х годов, а сотни тысяч жителей были изгнаны из этих регионов в результате этнической чистки и по-прежнему лишены права на возвращение в свои дома».

Тбилиси обвинил Москву в игнорировании устава ООН и нарушении основополагающих норм и принципов международного права. Правда, лишь в официальном заявлении МИД. Высшее руководство страны от комментариев воздержалось.

При этом политолог Георгий Гобронидзе считает, что недавняя попытка премьер-министра Грузии вызвать Москву на диалог наглядно показала: на фоне усиления противостояния России с Западом Тбилиси не стоит ждать улучшения отношений с Москвой:

«В этом плане Россия, конечно же, будет торговать темами Восточной Украины и Южного Кавказа. Мы не можем ожидать особого улучшения отношений с Россией, потому что Путин будет пытаться усилить позиции России. А усиление позиций России означает, что будет утверждаться тот статус-кво, который сейчас имеется у нас на Кавказе. Это также означает, что Россия будет тратить больше усилий на то, чтобы саботировать или приостановить грузинскую зарубежную политику интеграции с европейскими и евроатлантическими структурами, для того чтобы отнять у Грузии инструмент отдаления от российской орбиты и вернуть туда, где, по мнению России, место Грузии – на задний двор российской политики».

Что же касается Абхазии и Южной Осетии, по мнению Гобронидзе, процесс голосования в этих регионах отражает реальную политическую картину, существенно отличающуюся от стремления к суверенитету, которое пытаются демонстрировать де-факто власти в Сухуми и Цхинвали:

«Россия осуществляет там с помощью своих военных сил эффективный контроль всех процессов, которые происходят в этом регионе. Там ничего не происходит без решения России, без влияния России. И мы были свидетелями этого, когда два так называемых президента двух так называемых независимых государств голосовали за президента Российской Федерации. Даже политическая элита сама по себе является гражданами Российской Федерации».

Впрочем, по мнению политолога, даже на фоне усиления военного присутствия России в регионе и однозначного наличия военного сценария опасность новой авантюры со стороны Москвы сейчас не особо велика:

«В первую очередь это России на данном этапе политически невыгодно, особенно в Грузии, потому что здесь позиции у России и так имеются. И ничего нового Россия тут не добьется, кроме создания (себе) новых проблем. Можно сказать, что Россия будет действовать более активно в направлении Ближнего Востока, в направлении других регионов, чем в направлении Южного Кавказа. Конечно, здесь будет российское военное присутствие, так как это южные границы России, можно сказать, граница с НАТО, но это не означает, что конфликт обязательно произойдет. Но все-таки этот сценарий у России есть».

Так или иначе, Тбилиси, по мнению аналитиков, придется выработать новую стратегию поведения с Москвой на ближайшие шесть лет. И в этом вопросе единственно верным решением будет консолидация всех политических сил страны в противостоянии России.

XS
SM
MD
LG