Accessibility links

Чиновник на капоте


Изида Чаниа
Изида Чаниа

У меня радость. Почему бы по этому случаю не проехаться, к примеру, на капоте машины? Волосы развеваются, люди оборачиваются, машины шарахаются в стороны. Эффектная акция – ты центр Вселенной, на тебя направлены изумленные взоры.

Для подростка вполне объяснимое действие – они часто протестуют против устоев общества различными способами. Но это наваждение обычно проходит с возрастом.

Попротестовать неординарным образом любят и художники. Совершая метафорические эпатажные действия, они привлекают внимание общества к существующим проблемам, заявляют о своем несогласии с системой, уничтожающей личность, выражают недовольство властью, политической индифферентностью, фатализмом и бог его знает, чем еще. Для этого и рот зашивают, и обматываются проволокой, в общем, изощряются, кто как может. У них есть цель – вовлечь в круг своих действий как можно больше людей и сказать им что-то.

Чиновник на капоте
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:07 0:00
Скачать

Мне понятна эта яркая форма современного искусства. Акционисты, представляя на суд зрителей свои инсталляции, пытаются стереть грань между искусством и действительностью, и хоть их действия порой шокируют, но результат очевиден. Они заставляют задуматься над нравственными нормами, над жестокостью, с которой человек уничтожает мир, и риск, на который они идут, подвергая себя опасности, вполне объясним, а иногда и оправдан.

На прошлой неделе «перфоманс» выехал на центральную улицу Сухума. Молодая девушка проехала на капоте машины по центральной, самой оживленной улице столицы. Девушку зовут МерсЕдес, и ехала она на «Мерседесе» без номерных знаков. Видеозапись МерсЕдес на капоте автомобиля-тезки тут же появилась в соцсетях. Спустя некоторое время выяснилось, что все участники абхазского перфоманса являются не просто госслужащими, а еще и представителями судебных органов власти – судебными приставами. То есть благодаря этим «акционистам» в Абхазии исполняются решения суда.

И тут возникла мысль: а может быть, это акция протеста против какого-то решения суда, или, может быть, уровня заработной платы, или еще какой-то несправедливости? Или хотя бы реклама авто? Ну не могут же судебные исполнители просто так кататься на капоте средь бела дня. Но на поверку оказалось еще банальней – таким образом служебный пристав выразила свою радость на поступившее предложение выйти замуж. В общем, судебные приставы «несли» обществу на капоте автомобиля необузданность своих чувств, входящих в противоречие с этическими нормами поведения госслужащих и правилами ДТП. Участники дорожного движения оштрафованы, машина поставлена на штрафстоянку.

Главную героиню перфоманса «будет теперь кормить ее будущий муж», говорит руководитель службы судебных приставов Зураб Барциц. Судьба двух других «акционистов» под вопросом – скорее всего, руководство ограничится «строгачами».

На этом бы и завершить свой рассказ, но случай с судебными приставами вполне вписывается в устоявшуюся систему поведения госслужащих, нормой для которых стала вседозволенность. Эта модель поведения закрепилась за много лет чуть ли не на генетическом уровне и не регулируется никакими нормами профессиональной этики. И вот что вызывает беспокойство: судебные приставы, бурно выражавшие свою радость, вели себя в соответствии с неписаными правилами – слава богу, что на радостях не стали стрелять из автомата, что также случается часто.

В последнее время, наблюдая за тем, что происходит в нашем обществе, меня не покидает ощущение, что произошел какой-то культурный сбой, перестали работать элементарные человеческие правила, законы, этические и профессиональные нормы поведения. Причин для хаоса много: госслужащие не дорожат своей низкооплачиваемой работой, существует кадровая проблема и т.д. Но что противопоставить хаосу, который управляет не только нашей страной, а стал серьезной проблемой для всей планеты? Может быть, ответ на этот вопрос есть у акционистов?

В 1974 году художница Мария Абрамович создала один из своих наиболее сложных и известных перфомансов, в котором отвела себе роль пассивной жертвы. 72 колющих и режущих предмета зрители использовали для выражения своей агрессии в отношении пассивной жертвы Марии Абрамович. Позже о полученном ею опыте художница скажет: «если оставлять решение за публикой, тебя могут убить».

«Я чувствовала реальное насилие: они резали мою одежду, втыкали шипы розы в живот, один взял пистолет и прицелился мне в голову, но другой забрал оружие».

Вывод после инсталляции страшный – пассивность жертвы вызывает повышенную агрессию.

А теперь, вернувшись к реальности, похожей на хаос. Может, выход в том, чтобы не оставлять решение за публикой и перестать быть жертвой? Ну, хотя бы пассивной.

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

  • 16x9 Image

    Изида Чаниа

    В 1978 году окончила сухумскую среднюю школу №2, в 1983 году – биохимический факультет Абхазского госуниверситета. 

    Работала в газетах «Абхазский государственный университет», «Советская Абхазия», «Аидгылара», на Абхазском ТВ, в газетах «Экспресс-хроника», «КоммерсантЪ», внештатным корреспондентом в российских информационных агентствах «Постфактум», «Интерфакс». С 1998 года по 2016 год – редактор газеты «Нужная газета», с 2016 года – редактор газеты «Мырзаканаа».

    Член Союза журналистов Абхазии, председатель Ассоциации журналистов и работников СМИ Абхазии.

XS
SM
MD
LG